Диалектика гегеля пример про лист

Диалектика гегеля пример про лист

О диалектике Гегеля: кратко и понятно


22 апреля 202114 тыс. прочитали2,5 мин.19 тыс. просмотров публикацииУникальные посетители страницы14 тыс. прочитали до концаЭто 77% от открывших публикацию2,5 минуты — среднее время чтенияФилософия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, ярчайшего представителя немецкой классической философии — пример того, насколько четкой и продуманной может быть философская концепция.

По сути, его диалектическое учение строится на основе трех понятий, а именно, тезис — антитезис — синтез, называемых вместе триадой.Суть концепции такая:а) субстанцией, то есть началом всего сущего, является объективно существующая духовная сущность — Абсолютная Идея (религиозные люди поклоняются ей и называют Богом),б) существование Абсолютной Идеи одновременно есть процесс развития и процесс познания. То есть, сказать, что она есть, то же самое, что сказать, что она развивается и познает,в) в процессе самопознания она разворачивается в самых разных ипостасях, видах, формах, чтобы познать себя во всех возможных проявлениях,г) развитие происходит потому, что все в мире пронизано противоречиями.Вышеупомянутая триада показывает, как это работает. Есть некое положение — тезис.

Непременно рядом с ним есть и его противоположность — антитезис. Между ними возникает противоречие, борьба. В процессе этой борьбы рождается синтез, то есть тезис и антитезис становятся единым, но при этом в процессе борьбы что-то исчезает навсегда, а что-то сохраняется и продолжает свое существование.

Так обеспечивается преемственность развития.Возникший синтез тезиса и антитезиса — новая ступень развития.

Она как бы повторяет предыдущий этап, но не точно так же, а на другом уровне. Поэтому развитие можно представить в виде бесконечной спирали. Гегель сформулировал три закона диалектики, которые раскрывают диалектический процесс развития со всех сторон:а) закон единства и борьбы противоположностей, который и утверждает противоречие как источник развития,б) закон перехода количественных изменений в качественные, который показывает механизм развития: сперва в объекте происходят количественные изменения (например, цветок яблони меняет свою структуру), а когда эти изменения переходят меру, то есть происходит скачок, меняется качество объекта, его суть.

Гегель сформулировал три закона диалектики, которые раскрывают диалектический процесс развития со всех сторон:а) закон единства и борьбы противоположностей, который и утверждает противоречие как источник развития,б) закон перехода количественных изменений в качественные, который показывает механизм развития: сперва в объекте происходят количественные изменения (например, цветок яблони меняет свою структуру), а когда эти изменения переходят меру, то есть происходит скачок, меняется качество объекта, его суть. В нашем примере — когда структурные изменения цветка переходят меру, цветок превращается в плод, то есть теряет сущность цветка и обретает сущность яблока,в) закон отрицания отрицания, который раскрывает суть развития поступенчато, то есть, что тезис отрицается антитезисом, а антитезис отрицается, в свою очередь, синтезом. Синтез = новый тезис, и весь процесс повторяется заново, и так до бесконечности.Читайте еще на моем канале:

Сущность и особенности диалектики Гегеля

Диалектика в общем ее смысле — это способ мышления, затрагивающий противоречия, которые обнаруживаются в мыслимом содержании данного мышления.

Особенности гегелевской диалектики состоят в том, что Гегель рассматривает ее как метод познания противоречий в качестве внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории. Основой гегелевской диалектики становится идея о том, что все конечное на самом деле изменчиво и преходяще, потому что оно

«выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность»

.

Иными словами, внутренняя противоречивость явлений является источником развития как такового. Началом всего сущего (субстанцией) он видит Абсолютный дух (в религии это положение занимает Бог), который, существуя, должен развиваться и познавать. Проходя процесс самопознания, Абсолютный дух раскрывается во всех своих проявлениях.

В конечном счете можно заявить, что развитие происходит по причине существования противоречий.Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, .

Фактически концепцию Гегеля можно представить в виде следующей триады: тезис — антитезис — синтез. Определенное понятие (тезис) подразумевает противоположность самого себя (антитезис), и между ними непременно возникает противостояние, противоречие, которое приводит к синтезу (объединению тезиса и антитезиса). И этот синтез представляет собой новую ступень развития — превращается в новый тезис.

Таким образом, существует три главных принципа развития (движения понятий), представляющих собой всеобщие законы развития:

  • Взаимопроникновение противоположностей (противоречие как источник развития). Этот закон провозглашает единство и борьбу противоположностей, существующих в рамках одного явления или положения.
  • Закон количественно-качественных изменений (переход количества в качество). Этот закон обнаруживает непосредственно механизм развития. Так, прежде всего в объекте происходят изменения количественные, а по достижении определенной точки начинает меняться качество объекта, то есть его суть.
  • Закон отрицания («отрицание отрицания»). Этот закон раскрывает сущность развития в виде ступеней: каждая предыдущая ступень отрицается последующей. Тезис отрицается противоположным ему антитезисом, который, в свою очередь, отрицается синтезом. Появление синтеза провозглашает собой новый тезис, и данный процесс повторяется бесконечно.

В рамках философии Гегеля существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. В отличие от метафизиков, Гегель рассматривал понятия в их взаимосвязи. Размышляя об основных понятиях философии и естествознания, он признает развитие и смену понятий, их связь и взаимодействие между собой и движение по направлению от простого к сложному.

По его мнению, общественный прогресс имеет определенные закономерности: государство, правовые, религиозные, философские идеи и т.д. преодолели долгий путь в своем историческом развитии. Однако при этом развитие общественной жизни для него существовало исключительно в прошлом.

Таким образом, его идеалистические взгляды имели консервативную направленность. Помимо этого, собственный принцип триады (в котором в целом есть рациональное зерно) сам Гегель иногда использует в качестве шаблона, подгоняя под него конкретный материал. К примеру, им не была обоснована триада «искусство — религия — философия», он провозгласил ее как данность.

Тем не менее, диалектический метод Гегеля оказал огромное влияние на последующее развитие философской науки, имел важное значение для формирования диалектико-материалистической теории.

Что такое диалектика и какие этапы развития она прошла — 3 закона диалектики в философии Гегеля

/ 19 января 2021 «Диалектика есть искусство (или же трюк)взять две стороны и к ним приделать проблему».Ханс КудшусЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Диалектика – это понятие, смысл которого не то что не всем, а скорее даже никому не ясен до конца.Разве что Гегель постиг всю его глубину, но доходчиво объяснить свое знание не смог, о чем и объявил на смертном одре:

«Изо всех моих учеников только один понял меня, да и тот неправильно»

.Чтобы понять хотя бы азы диалектики, вернемся к истокам и проследим основные вехи становления этого понятия. Со времен своего появления в Древней Греции оно значительно усложнилось и обогатилось новыми смыслами.Само по себе слово «диалектика» происходит от древнегреческого διαλεκτική, что в переводе означает «искусство спорить, вести рассуждение» (само это древнегреческое слово состоит из двух частей: διά — «через; раздельно» и λέγω — означающего «говорить, излагать»).В общих чертах диалектика теория о развитии бытия, где все закономерно и связано между собой, но при этом полно внутренних противоречий, благодаря которым и происходит развитие.Если тяготеете к более сложным формулировкам, то вам может понравиться это определение диалектики:Диалектическое направление философии развивается на протяжении истории человечества с античных времен, но в философии принято выделять три основных исторических этапа.

  • Стихийная наивная диалектика древнего мира.
  • Материалистическая диалектика Маркса.
  • Идеалистическая диалектика Гегеля.

Началась с Гераклита Эфесского (544-483 гг. до н.э.), выразившего мысль, что: основной закон бытия – это борьба противоположностей, в ходе которой что-то рождается, а что-то разрушается.Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг.

до н.э.) оказал значительное влияние на развитие философии, но при этом не оставил после себя письменных трудов, т.к. свои размышления предпочитал озвучивать в устных беседах.

Именно Сократу принадлежат слова «В споре рождается истина», а для постижения истины необходимо искусство спора.Для Сократа диалектика (dialektike techne) – построения беседы, когда в суждениях оппонентов последовательно выявляются противоречия, на каждый аргумент находится контраргумент, только таким образом возможно рождение истины, появление нового знания.Сократовский метод ведения интеллектуальных споров базируется на трех главных принципах:

  • . «Я знаю, что ничего не знаю», — сказал Сократ. За этим кроется факт, что человек, стремящийся к познанию истины, должен быть открыт к новому, не быть самонадеянным и закостенелым. Ирония для Сократа – насмешка над самонадеянностью.
  • Майевтика. Истина рождается в ходе отбрасывания фальшивых, ложных представлений. Это похоже на чистку лука от шелухи. Сократ называл себя акушеркой, потому что принимал роды истины у своих учеников в ходе диалогов с ними. Родить истину может только сам человек, пропустив ее через себя, задача преподавателя – помочь истине родиться.
  • Индукция. Недостижимость истины провоцирует непрерывное движение к ней.

Сократ ввел термин диалектика, говоря об искусстве ведения спора. Платон и Аристотель развивали учение Сократа в своих поисках источника развития мира.Параллельно в древнекитайской философии даосисты вывели понятие Инь и Янь – единство противоположностей, неразрывное начало всего сущего.Средние века и дополнили и расширили понятие диалектики, мыслители того времени (Б. Спиноза, Р. Декарт, Д. Бруно) изучали природу с позиции ее целостности, в которой сосуществуют внутренние и внешние связи и противоречия.Но все же тогда преобладала упрощенная картина мира, где явления предпочитали анализировать обособленно.Огромный вклад в учение о диалектике внес немецкий философ Георг Гегель (1770—1831 гг.), который считал, что в основе всего сущего лежит абсолютная идея, находящаяся в постоянном движении и развитии.

в самореализации абсолютной идеи, а движущая сила этого процесса рождается из борьбы противоположностей.Гегель выводит диалектическую триаду: тезис – антитезис – синтезЛюбое развитие происходит по этой схеме – , но на каждый тезис найдется свой антитезис, а это неминуемо вызывает конфликт.Синтез примиряет эти два противоположных начала, приводит их к компромиссу и гармоничному единству, вследствие чего рождается новая сущность. Так может продолжаться до бесконечности.Ярким примером диалектической триады Гегеля , где тезис – условия одного социального слоя, антитезис – условия другого слоя, а – это рожденный в борьбе новый политический строй, вобравший в себя элементы противоборствующих начал.Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона.

  • Закон единства и борьбы противоположностей.«Что является источником развития?»Закон занимает центральное место в диалектике и основывается на том, что каждое явление имеет два противоположных начала, которые по своей природе едины, но находятся в конфликте и противоречат друг другу. Именно этот конфликт и является источником развития всего сущего.Пример: день и ночь образуют сутки.
  • Закон перехода количественных изменений в качественные. «Как происходит развитие?»На определенном этапе под грузом количественных накоплений происходит качественный скачок – переход предмета в иное качественное состояние.Пример: при добавлении в бульон большего количества мяса, суставов и костей, он станет холодцом.
  • Закон отрицания отрицания.«Куда направлено развитие?»Этот закон диалектики основан на триаде тезис-антитезис-синтез в философии Гегеля, то есть развитие строится на отрицании, за которым следует синтез. Впоследствии сложившийся синтез также подвергнется отрицанию. Это движение по спирали бесконечно.Пример: феодализм – это отрицание рабовладельческого строя, а отрицание феодализма.

«У Гегеля диалектика стоит на голове.Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».Карл МарксМатериалисты К.

Маркс и Ф. Энгельс превратили гегелевскую диалектику в инструмент философского исследования мира, утвердив ее как метод познания и преобразования действительности.Что же такое диалектика по Марксу? Это несколько основных составляющих.

  • Учение об отношениях между частями целого, когда изменение свойств одной составляющей неминуемо приводит к сдвигам в других.
  • Необходимость и случайность.
  • Содержание и форма.
  • Причина и следствие.
  • Возможность и действительность.
  • Часть и целое.
  • Единичное и общее.
  • Развития бытия рассматривается как саморазвитие, которое опирается на 3 закона диалектики Гегеля.
  • Понимание мира как целостной системы.
  • Познание мира базируется на диалектических категориях и принципах. Категории материалистической диалектики Маркс заимствовал у Гегеля. Категории – это понятия, отражающие наиболее общие и важные отношения бытия и познания. С их помощью выражается связь явлений и вещей.
    1. Сущность и явление.

    Диалектика Гегеля. Три закона диалектикеи.

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 — 1831) -профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных ф-ф своего времени как в Германии, так и в Европе, яркий представитель немецкого классич.идеализма (идеализм –направление в ф-ии, утверждающее, что сознание, мышление, духовное первично, а природа, бытие, материя вторично).

    К его важным философским трудамотносятся: • «Феноменология духа»; • «Наука логики»; • «Философия права». Диалектика,по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окр.мира. Гегель сформулировал з-ны и категории диалектики.

    Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может.

    Кол-во безразлично к объекту, но до определенного предела.

    Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные(при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания).
    2. Закон направления развития (отрицание отрицания).

    Голое отрицание — нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта — воспроизведение этого объекта, но в другом качестве.

    Вода — лед. Смолотить зерно — голое отрицание, посадить зерно — диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали.

    3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью.

    Причина развития — единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие.

    Тождество — различие – противопол-ть. Противоположности вз/д-ют, т.е.

    борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Развитиепроисходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: • Сущ-т определенный тезис(утверждение, форма бытия); • данному тезису всегда находится антитезис— его противопо­ложность; • в рез-те вз/д 2-х противоположных тезисов по­лучается синтез— новое утверждение, к-е становится тезисом, но на более высоком уровне развития; • данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в рез-те синтеза противоположных тезисов обр-ся те­зис все более и более высокого уровня. В качестве самого первого тезиса,- с к-го начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (т.е.

    то, что сущ-т). Его антитезис — «небытие» («абсолютное ни­что»). Бытие и небытие дают синтез — «становление», к-й явл-ся новым тезисом. Далее развитие продолжается по вос­ходящей линии.

    По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно проти­воречия явл-ся движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно.

    №30 Антропологический материализм Л.Фейербаха.

    Фейербах(1804 — 1872) был представителем мате­риалистического(материя-первична, сознание-вторично) направления в немецкой классической фило­софии. Фейербах подверг критике идеализм(противоположное материализму) и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист,доказывал от­сутствие Бога, его искусственность.

    Рекомендуем прочесть:  Редкие монетты народов мира

    В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма.(первична не материя, а человек, сознание-вторично)Суть этой теории в том, что: • единственно существующими реальностями являются природа и человек; • человек является частью природы; • человек есть единство материального и духовного; • человек должен стать главным интересом философии; • идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; • Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека; • природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; • все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи. Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону.

    Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений.

    Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм (сознание-первично, материя-вторична)в его понимании общества.

    В понимании же природы он был последовательным материалистом. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога.

    В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др., Фейербах: • выступает с атеистических позиций; • тесно увязывает проблему Бога с антропологией. Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л.

    Фейербаха: • Бога как самостоятельной реальности нет; • Бог — порождение сознания человека; • религия — глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью; • распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям; • корни религии — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; • мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты; • Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек; • Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек №31 Философия марксизма. Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главный последователь, осуществлявший их идеи на практике – В.И.Ленин (1870-1924).

    Сформировалась в конце 1840-х гг. 19 века в рамках целостного учения – марксизма, являясь его методологической философской основой.

    Теоретическими источниками явились труды представителей немецкой классической фил-ии-материализм Фейербаха и диалектика Гегеля, и др.

    Под влиянием материалистической фил-ии Фейербаха Маркс и Энгельс перешли от гегелевс- кого идеализма к материализму. Однако при этом резко критиковали: — материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития) и односторонность (нераспространение материализма на общество); — диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие происходит за счет идеального).

    В результате они создали принципиально новую философию – диалектический материализм, органически соединив материализм с диалектикой.

    Предмет диалектического материализма (марксистской философии) – изучение универсальных зак-в развития мира, исходя из первичности материального мира и решающей роли материальных факторов.

    Помимо фил-ии, марксизм имеет и др.

    составные части: политическую теорию (научный социализм) и экономич-ю теорию (политическая экономия). Основные положения: -основной вопрос фил-ии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); — сознание понимается как свойство материи отражать саму себя; -материя находится в постоянном движении и развитии; -Бога нет, Он является идеальным образом, плодом челов-й фантазии для объяснения явлений, непонятных челов-ву, и дает челов-ву утешение и надежду; -Бог не оказывает никакого влияния на окр-ую действительность; -материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; -важным фактором развития является практика — преобразо­вание ч-ком окр-ей действительности и преобра­зование чел-м самого ч-ка; -развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.

    Основные положения: -основной вопрос фил-ии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); — сознание понимается как свойство материи отражать саму себя; -материя находится в постоянном движении и развитии; -Бога нет, Он является идеальным образом, плодом челов-й фантазии для объяснения явлений, непонятных челов-ву, и дает челов-ву утешение и надежду; -Бог не оказывает никакого влияния на окр-ую действительность; -материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; -важным фактором развития является практика — преобразо­вание ч-ком окр-ей действительности и преобра­зование чел-м самого ч-ка; -развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.

    Также Марксом и Энгельсомвыделяются и разрабатываются понятия: • средства производства(уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар); • отчуждение(процесс отчужде­ния основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда); • прибавочная стоимость(разница между стоимостью произведенного наемной рабочей силой продукта и стоимости их труда (в виде зарплаты)); • эксплуатация человека человеком.

    Главными произведениями марксизма: • «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса; • «Капитал» К. Маркса; • «Манифест Коммунистической партии» К.

    Маркса и Ф. Эн­гельса; • «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Эн­гельса; • «Диалектика природы» Ф. Энгельса; Основные выводы марксисткой философии: 1.

    Основа мира — вечная, никем не сотворимая материя. Она первична. В ходе своего бесконеч-ного развития материя создает различные идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание ч-ка, понятия, категории, культуру в целом), к-е также развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, завися от него и являясь его отражением.

    2. Диалектика понятий-отражением диалектики вещей.

    3. Решающая роль практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания. 4. Решающая роль материального фактора в развитии общества. При этом его развитие носит прогрессивный ступенчатый характер (общественно-экономические формации), обусловленный заменой устаревшего способа производства материальных благ, а также борьбой классов.

    5. Изменение главной задачи фил-ии – нужно не объяснять мир, а предлагать пути его революционного изменения. №32

    Что такое Диалектика Гегеля

    Диалектика Гегеля — это особый диалектический метод аргументации, он опирается на противоречивый процесс между двумя противоборствующими сторонами (которые зависят от обсуждаемого предмета); кажущиеся парадоксы соединяются с целью прийти к абсолютной истине. Этот метод использовал немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

    Формулировка диалектики Гегеля представляет собой трёхступенчатый процесс — движение от тезиса к антитезису, и затем к синтезу.

    Процесс начинается с чёткого определения понятия (тезиса), потом переходит к его противоположности (антитезису). Затем оба понятия переплетаются и решаются, из чего вытекает универсальное решение (синтез).

    Для создания своих новых теорий синтеза достаточно понять, что такое тезис и антитезис:

    1. тезис — предположение или теория, в которую широко верят;
    2. антитезис — отрицание, противоположность этой теории;
    3. синтез — новая теория, которая примиряет эти две противоположные теории.

    Люди должны идти в банк, чтобы снять наличные со своего счёта — тезис. Люди НЕ должны идти в банк, чтобы снять наличные со своего счёта — антитезис.

    Синтез — разработать машины, которые будут выдавать людям наличные в любом удобном им месте (банкоматы). Когда ребёнок ещё маленький, он не подвергает сомнению авторитет родителей. Это полное послушание — тезис.

    В подростковом возрасте, при переходе во взрослую личность, обычно протекает фаза бунта — своеобразное восстание против власти, т.е.

    это противоположность или антитезис.

    Когда же человек становится взрослым, его отношение к власти (и родителям) становится более умеренным, т.е.

    для достижения независимости ему уже не нужно бунтовать.

    Независимость — это синтез. Диалектика — это философский образ мышления и аргументации, специфический противоречивый процесс между противоборствующими сторонами; таким образом противоречие становится не тупиком для познания, а отправной точкой.

    Существует три закона диалектики:

    1. закон единства и борьбы противоположностей;
    2. закон отрицания отрицания.
    3. закон перехода количественных изменений в качественные (и наоборот);

    Количественные изменения, когда доходят до определённой отметки, переходят в качественные различия. Например, при охлаждении воды наступает момент, когда её форма превращается из жидкой в твёрдую.

    Всё имеет внутренне противоречивый характер, содержит в себе свою собственную противоположность. Однако между противоположными сторонами никогда не бывает точного разделения, т.е. между противоположностями существуют внутренние связи.

    Согласно этому закону, развитие происходит циклами:

    • Отрицание объекта (когда он превращается в противоположность);
    • Преобразование противоположности в свою собственную противоположность.
    • Исходное состояние объекта;

    Это обобщение законов диалектики, т.е. принципы были сформулированы на основе законов. Основные принципы диалектики:

    1. принцип всеобщей связи — в мире всё взаимосвязано;
    2. принцип развития — в мире всё развивается.

    Существуют и другие:

    1. принцип необходимости и др.
    2. принцип количественно-качественного развития бытия;
    3. принцип преемственности;
    4. принцип детерминизма — всё в мире имеет свою причину, случайностей не существует;
    5. принцип противоречивости — действительности свойственны противоречия;

    Два последних принципа используются во многих разных науках.

    Это система взаимосвязанных требований и правил, которые направляют человека на познавательную деятельность. Диалектический метод стремится разделить одно на две полярности, затем изучить их противоречивое единство.

    Этот метод изучает диалектическая логика. Узнайте подробнее про , что такое , и . Дата обновления 19/10/2021. Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать

    О двух изъянах диалектики Гегеля и их устранении

    14 сентября 2021444 прочитали3 мин.734 просмотра публикацииУникальные посетители страницы444 прочитали до концаЭто 60% от открывших публикацию3 минуты — среднее время чтенияСтатья автора открытия диалектического метода (логики без закона исключенного третьего) Генриха Михайловича Минакова (опубликовано по просьбе автора).«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» — это всем известный заключительный тезис из «Тезисов о Фейербахе» К.Маркса.

    Чтобы изменить мир, философы должны перестать быть философами и покончить с профессиональным кретинизмом членов общества.

    Перефразируя Ильенкова, следует не глазами философа смотреть на человека, а глазами человека посмотреть на философию.

    Давайте проделаем такой опыт. Итак, есть ли такая наука – диалектическая логика?

    Для ответа на этот вопрос проведу параллель с астрономией. Предположим, что сегодня на просьбу ознакомить с основами астрономии достали бы том трудов Птолемея и сказали: вот, ознакомьтесь.

    «При чём здесь Птолемей, -сказал бы вопрошавший,- ведь ещё Коперник указал на серьёзный изъян в птолемеевской астрономии»

    . Если сегодня кто-либо на просьбу ознакомить с основами диалектики услышит: почитайте Гегеля, то он тоже с полным правом может возразить, поскольку Маркс и Энгельс (вслед за Фейербахом) указали на серьёзный изъян у Гегеля. Надо заметить, что у Гегеля не один, а два изъяна (оба рассмотрены ниже — прим.

    ред). Один из них заключается в идеализме Гегеля, поэтому Маркс и заявил, что нужна диалектика материалистическая.

    Здесь опять следует обратиться к истории астрономии.

    Когда Коперник высказал мнение, что Земля не является центром мира, он тем самым ещё не создал новую, более совершенную астрономическую науку. Но появилась возможность для обновления астрономии, чем и занялись Галилей, Кеплер, Ньютон и др. Маркс с Энгельсом, заявив о необходимости материалистической диалектики, тоже создали возможность для совершенствования диалектики Гегеля, но не более того (хотя и не менее).

    Факт отсутствия материалистической диалектики как в 19-м, так и в 20-м веке подтверждается, например, в автореферате докторской диссертации Э.В.Ильенкова за 1968 год. Цитирую: «Общий замысел работы определяется, прежде всего, той задачей, которую поставил перед советской философиейВ.И.Ленин, задачей систематически изложить диалектику как логику и теорию познания современного материализма, современного научного мировоззрения.

    Цитирую: «Общий замысел работы определяется, прежде всего, той задачей, которую поставил перед советской философиейВ.И.Ленин, задачей систематически изложить диалектику как логику и теорию познания современного материализма, современного научного мировоззрения. Вопрос о том, как должна в общем и целом выглядеть большая Логика материализма, какие проблемы перед нею стоят и на каком пути можно их разрешить, вызывает много споров, порождает множество самых разных точек зрения».

    В общем, нет понимания основ материалистической диалектики. На каком же пути решаются проблемы диалектики? Подсказка имеется в том же автореферате Ильенкова.

    Вот что он пишет по поводу философии Фихте: «Что такое мышление? Этот вопрос встаёт перед Фихте во всей его остроте. Это, с его точки зрения, деятельность, созидающая весь мир представлений, весь мир духовной культуры.

    Свою логику Фихте и старается строить по «модели» творчески созидающего действия человека. Его логика- этологика активной человеческой деятельности, которая берётся Фихте как изначальная,без предпосылокдействительность, как своего рода «Прафеномен».

    Фихте хочет построить Логику как схему деятельности, которая в ходе самой этой деятельности только и прорисовывается, а затем и осознаётся путём рефлексии мышления на ход своего собственного «дела-действия»». Итак, Логика – это логика активной человеческой деятельности.

    В этом и заключается решение проблемы.

    У человека есть два вида или два момента деятельности — деятельность теоретическая, мыслительная и деятельность предметно-чувственная, орудийная, трудовая. Открытие диалектики орудийной, трудовой деятельности человека и даёт нам искомую материалистическую диалектику.

    Формы деятельности, правила деятельности одни и те же и для деятельности практической, и для теоретической. Но только в практической деятельности эти формы и правила можно изучить детально. В чём заключается второй изъян Гегеля?

    В утверждении, что совпадение, тождество противоположностей есть противоречие. Истина же заключается в том, что в диалектике (в отличие от формальной логики) тождество противоположностей есть разрешение противоречия.

    Это очевидно уже при анализе триады:тезис-антитезис-синтез.

    Мне из Академии наук ответили, что эта истина – единство противоположностей есть разрешение противоречия – является одним из ключевых тезисов философии Гегеля.

    У Гегеля, как автора плодовитого, можно, видимо, при желании найти и то, и другое утверждение. Но у последователей Гегеля непоколебимым «фактом» стало именно представление о том, что совпадение противоположностей есть противоречие. Это заблуждение диалектики разделяют вместе с логиками формальными.

    Теперь рассмотрим материалистическую диалектику на примере.

    Допустим, нужно извлечь ядро ореха из скорлупы.

    Если скорлупа тонкая, то проблем нет. А если толстая? Вот здесь и начинается диалектика.

    Когда ударом кулака расколоть скорлупу (устранить препятствие) не удалось, мы оказались перед фактом недостаточной твёрдости и веса кулака.

    Твёрдость и вес кулака нужно увеличить, «нарастить».

    Но как ни сжимай кулак, его вес не меняется. Это и есть диалектическое, объективное противоречие: с одной стороны, нужно «качество» кулака изменить (это тезис), а с другой стороны, сделать это непосредственно невозможно (это антитезис), т.е.

    мы имеем взаимоисключающие противоположности, образующие диалектическое противоречие.

    Как разрешается это противоречие? Через тождество противоположностей (синтез): вес кулака и увеличивается, и не увеличивается одновременно (и А и не-А одновременно). Как это конкретно выглядит? Берём в руку молоток (камень).

    Камень (молоток) в руке – это и есть «и А и не-А одновременно».

    «Молоток – это железный «кулак»,- верно заметил академик Стёпин.

    Итак, устранив два изъяна диалектики Гегеля, обретя материалистическую диалектику, превратив диалектику в полноценную науку, мы тем самым открыли себе возможность для перехода от мышления рассудочного к мышлению разумному.

    Революция в сфере мышления в свою очередь открывает путь к избавлению от профессионального кретинизма и, соответственно, к всестороннему развитию для всех, а это уже революция социальная. Социальная революция стоит сегодня в исторической повестке дня. В ней, в революции, заключается спасение от социальной катастрофы.

    Минаков Г.М., участник 7-го Российского философского конгресса.

    Помочь каналу — репост в соц.сетях.Поблагодарить — �

    Диалектика — вселенская мистификация.

    Часть 1

    Навеяно материалами камрадов Les FLics Разборки с Гегелем () и kivankov Что такое диалектика — современная трактовка ().

    Поскольку, как я вижу, большинство камрадов «Диалектику» не читало (хехе), то в двух словах об этой «Диалектике» надо рассказать.

    Вангую, что многие пытались понять, о чем же пытается сказать Гегель в своем столь массивном труде, но после некоторых попыток, обычно, вполне вменяемые камрады приходили к неутешительному выводу о собственной недалекости и брали на вооружение тезисы, которые предлагали «знающие люди». Посему, на протяжении нескольких статей, мы разберем всю «Диалектику» Гегеля, главу за главой.

    И сделаем соответствующие выводы о его труде.

    Дискуссии в комментариях приветствуются. Итак, приступим. Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре… Сколько их!

    куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают? Пушкин А.С. За советские десятилетия по диалектике опубликовано и в настоящее время продолжает публиковаться столько книг, диссертаций и статей, что уж и не знаешь, подобно Гоголю, что бы такое в них завернуть, а составить какую-либо разумную библиографию по этому вопросу и вовсе не представляется возможным: это многие и многие тысячи, и имя им – легион.

    Интерес не ослабевает! Продолжает дискутироваться материалистическая диалектика в противовес диалектике идеалистической, в основном созданной Гегелем и изложенной им в своем знаменитом труде «Наука логики». Не устают муссировать три известные так называемые основные законы диалектики, при этом ортодоксальные марксисты стоят за них горой, а наиболее продвинутые философы, особенно те, которые имеют представление о логике математической, то есть читали, что суждение, составленное из комбинаций «истина – ложь», можно представить в символической форме, ставят, вслед за Гильбертом и Расселом, всю диалектику под сомнение на том основании, что противоречивое в себе существовать не может (сомнение, в общем, справедливое).
    Не устают муссировать три известные так называемые основные законы диалектики, при этом ортодоксальные марксисты стоят за них горой, а наиболее продвинутые философы, особенно те, которые имеют представление о логике математической, то есть читали, что суждение, составленное из комбинаций «истина – ложь», можно представить в символической форме, ставят, вслед за Гильбертом и Расселом, всю диалектику под сомнение на том основании, что противоречивое в себе существовать не может (сомнение, в общем, справедливое).

    Жалобно сетуют, что Маркс, а после и Ленин труд специально по материалистической диалектике, совершенно очевидно, что по занятости, так и не написали, хотя написать определенно собирались.

    За этим стоит: объективно материалистическая диалектика может быть написана, просто не родилась еще такая достаточно умная голова, потому как всем должно быть ясно, что гении такого масштаба рождаются раз в столетие и даже реже. Но огорчаться сильно не следует, потому что образцы блестящего применения диалектики мы имеем. Однако, и располагая этими образцами, по сей день материалистической диалектики так и не написано, хотя, казалось бы, что может быть важнее правильного, научного метода?

    Упорство марксистов понять можно: на кону обоснованность претензии на научность, на историческое предвидение и на власть: достаточно поставить под сомнение пресловутый закон отрицание отрицания, и будет поставлен под сомнение вывод всего титанического труда под названием «Капитал». Вывод этот Маркс формулирует так: «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой.

    Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют.

    Капиталистический способ присвоения, вытекающий из капиталистического способа производства, а, следовательно, и капиталистическая частная собственность, есть первое отрицание индивидуальной собственности, основанной на собственном труде. Отрицание капиталистического производства производится им самим с необходимостью естественно — исторического процесса. Это – отрицание отрицания. Оно снова создает индивидуальную собственность, но на основании приобретений капиталистической эры – кооперации свободных работников и их общинного владения землей и произведенными ими средствами производства» (1, 766).

    А чтобы экспроприировать экспроприаторов, то есть грабить, было не так страшно, Маркс далее успокаивает: «Превращение основанной на собственном труде раздробленной частной собственности отдельных личностей в капиталистическую, конечно, является процессом гораздо более долгим, трудным и тяжелым, чем превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основывающейся на общественном процессе производства, в общественную собственность. Там дело заключалось в экспроприации народной массы немногими узурпаторами, здесь народной массе предстоит экспроприировать немногих узурпаторов». (1, 766-767) В этом классическом памфлете Маркс противоречит сам себе: сначала он говорит «Оно снова создает индивидуальную собственность…», а несколькими строками ниже пишет «…превращение…в общественную собственность».

    Из текста неясно, какая же будет после капитализма собственность – индивидуальная или общественная?

    Маркс по смыслу текста ставит между ними знак равенства. Попутно отметим чисто софистический прием: масса, которой предстоит грабить узурпаторов, будучи, по сути, множеством, употребляется в единственном числе и представляет собой здесь единичный субъект. Но как может масса, представляющая собой в реальности множество единичных, совершить экспроприацию узурпаторов?

    Да никак. Поэтому в других произведениях разъясняется: масса — класс – партия – вожди. (если есть энергичные, неглупые и беспринципные вожди, то, как показывает история, в большой партии, тем более в классе или в массе нет особой необходимости).

    И тут на память приходит древняя китайская притча. В некоторой местности в замке жил Дракон.

    Он веками нещадно притеснял и грабил всю округу, и время от времени находились благородные витязи и шли в замок сразиться с Драконом. Но ни один не вернулся обратно, и Дракон казался бессмертным и непобедимым. А дело было так: витязь, поражая Дракона мечом, радостно восклицал: «Конец Дракону!».

    Дракон, умирая, хрипел в ответ: «Нет, теперь ты – Дракон…». Витязь-победитель, оглядываясь кругом и видя великолепие дворца и осознавая, что все это теперь принадлежит ему, не в силах был от всего этого отказаться, и сам становился Драконом.

    А масса, как была во все времена массой, так массой и осталась.

    Вся научность и все историческое провидение формально-теоретически именно здесь.

    Никакого иного рационального обоснования исторической необходимости перехода от капитализма к социализму, и перехода именно к социализму, не считая, по мнению автора, совершенно справедливой критики оппонентов, призывов к справедливости и обличения грехов капитализма, во всех томах «Капитала» просто нет. Декларации и призывы к такому переходу имеются и в других трудах Маркса и Энгельса, а вот доказательств – нет. По существу, если рассматривать вопрос на чисто теоретическом уровне, мы имеем лишь апелляцию к Гегелю, веру в истинность и непоколебимость открытых им законов диалектики.

    Поэтому из книги в книгу перекочевывает: Гегель гениально угадал диалектический метод, но идеалистически его «затемнил».

    Маркс и Энгельс этот метод «растемнили» и не менее гениально применили.

    Но до настоящего времени никто не сумел этот гениальный диалектический метод изложить в явном «растемненном» виде. Правда, этим «растемненным» методом из всего многообразия и многогранности как отдельного человека, так и всего общества в целом, рассмотрена одна лишь экономика, один хлеб насущный, а выводы распространены на все сферы деятельности человека, на все человеческое общество, и при этом совершенно игнорируется, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Евангелие от Матфея, гл.4, п.4), однако на все вопросы и сомнения в этой связи дается один ответ: бытие первично. Есть такая отчасти шутка, отчасти правда: Пришел еврей Моисей и провозгласил: разум правит миром, и все дело в голове, то есть поставил вопрос на самый верх – на голову.

    Пришел еврей Иисус Христос и опустил вопрос пониже: миром должна править любовь, и все дело в сердце. Пришел еврей Карл Маркс и спустился еще ниже: бытие определяет сознание, и все дело в желудке. Пришел еврей Фрейд и опустил вопрос еще ниже… Интересно, кто следующий, и будет ли вопрос опущен еще ниже и куда?

    Вообще же, заметим в скобках, эти евреи-теоретики какие-то совершенно зашоренные и одномерные личности: выцепит каждый один какой-нибудь признак и с маниакальным упорством мусолит его всю свою сознательную жизнь, как будто жизнь имеет лишь одну сторону и окрашена в один цвет. Совсем иное дело русские люди. Для русского человека сам вопрос – куда поместить вопрос – и возникнуть-то не мог, потому как каждый на собственном опыте убеждался: вопрос может быть как на самом верху, когда волосы дыбом встают, так и в самом низу, когда душа в пятки уходит.

    А если русский впадает во гнев, то вопрос может быть помещен и помещается и в выси горние, и в каждого из Апостолов, и в самую что ни есть преисподнюю.

    Для по-русски мыслящего человека трудность осмысления «Науки логики», как и всей диалектики в целом, происходит вовсе не от того, что язык Гегеля довольно громоздок, а мысли его чрезвычайно глубоки.

    Это не так. Трудность в основном от того, что книга эта написана человеком, мыслящим по-немецки; человеком, смотрящим на мир через немецкие «лингвистические очки».

    Там, где немец сразу усматривает противоречие, для русского человека никакого противоречия просто не существует. Для по-русски мыслящего человека многие гегелевские, так называемые, противоречия – это скорее противоречия, обусловленные крайней заформализованностью немецкого языка, а не противоречиями самого объекта. Рассмотрим, например, суждение «роза красная».

    По-немецки это запишется так: Die Rose ist rot, и в дословном, точном русском переводе будет выглядеть, действительно, противоречиво: «Роза есть красная», то есть «Роза равна красному». В немецком языке роза в самом деле равна красному, и это немец справедливо находит противоречивым; в русском же языке суждением «роза красная» просто фиксируется одно из многих качеств объекта, и никакого противоречия в этом не усматривается; во всяком случае, тот факт, что роза еще и ароматная и колючая и т.д., а красна не только роза, но и множество других вещей, не подвигает русского, в отличие от немца, на поиск противоречий. А ведь именно на крайне утомительном, подробнейшем и всестороннем рассмотрении этого, и только этого «противоречия» построены два основных раздела субъективной логики Гегеля – его учения «О понятии» — глава Суждение и глава Умозаключение.

    «Единство и борьба противоположностей».

    Это почитается за открытие фундаментальной важности и выдается за единственную причину и единственный двигатель всякого развития и движения вперед, а также за причину всякого регресса. Мало того, что это довольно-таки людоедская формула, это просто ложь: развитие и движение вперед происходит прежде всего в виду подпитки извне материей, энергией и информацией, и где такой подпитки нет, там, конечно, грызня может быть, но вот развитие – вряд ли.

    Это установлено такой дисциплиной, как синергетика. И большой вопрос, все ли в мире имеет свою противоположность, и имеющиеся противоположности действительно ли необходимо вступают в борьбу, а не просто соседствуют каждая в своей нише? Ведь если вот уже многие тысячи лет все и вся непримиримо борются друг с другом, то почему до сих пор «порох» не закончился?

    К примеру, излюбленная Гегелем спинозовская субстанция (2, 8), которая включает в себя все, что только можно придумать, чему она-то противоположна, если кроме нее ничего нет?

    Тем не менее «единство и борьба противоположностей», а по сути дела – грызня – выдается за единственную причину и единственный двигатель всего и всяческого развития. Неправда это. Это просто выдумка.

    Каждый объект наличного бытия имеет множество свойств (качеств).

    Каждое человеческое слово (понятие) уже суть обобщение. Соответственно можно цепляться к любому качеству объекта, а каждое понятие рассматривать и как единичное, и как особенное, и как всеобщее.

    На этом, и только на этом, основана как вся древняя софистика, так и дальнейшее развитие софистики, которую почему-то стали называть диалектикой. Впрочем, с этим изменением названия надо согласиться.

    Действительно, софист (sophistes) есть платный учитель философии и ораторского искусства, и слово это созвучно со словом мудрость (sophia).

    Ну а диалектик (dialektikos) – это человек, искусный всего лишь в ведении спора. Скандалист, в общем-то. В. Даль тоже не обошел вниманием диалектику: в том числе

    «…искусство убедительного пустословия, ловкого спора, словопрения»

    . «Переход количества в качество».

    Действительно, если воду достаточно долго греть, то она превратится в пар, а каждый поросенок живет, живет да и умирает; и если любой объект очень сильно увеличивать или уменьшать, то, скорее всего, и качество его, или некоторые из его качеств, изменятся. Но только ли таким способом происходят качественные изменения?

    Вся химия свидетельствует, что качество изменяется прежде всего от соединения и разъединения различных нечто. Да и в мире живых существ новые нечто (точнее – некто) появляются отнюдь не в соответствии с «Переходом количества в качество», а несколько иным известным способом.

    Хотя сам Гегель закон отрицание отрицания в явном виде не формулировал, но постоянно пользовался им, утверждая, что «отрицание отрицания» есть восстановление, пусть не в полной мере, прежнего качества. Обыденному сознанию это представляется справедливым, потому что ассоциируется с привычными мыслями «минус на минус дает плюс», «враг твоего врага – твой друг». Между тем «минус на минус дает плюс» справедливо лишь для тех, кто в математике не слишком преуспел, потому что утверждение это справедливо лишь для одного действия — умножения и действия, обратного умножению – деления.

    Для сложения и возведения в степень, например, это совсем не так, не говоря уж о математических операциях, для которых само понятие «минус» не существует. И враг моего врага вовсе не обязательно мой друг.

    Пресловутое энгелевское

    «выросшее из зернышка растение овса отрицает зернышко, из которого оно выросло, а урожай зернышек отрицает растение, на котором эти зернышки выросли и созрели»

    можно переформулировать совсем иначе: ведь растение посохло не оттого, что урожай созрел, а оттого, что закончился его жизненный цикл; оно посохло бы и в том случае, если бы никакого урожая получено не было. Да и не наблюдается никакого развития у овса оттого, что его сеют и убирают. А вот дуб, к примеру, веками «отрицает», то есть сбрасывает желуди, а сам себя «отрицать» не торопится.

    Более того, почему-то не замечают, что этот закон блокирует появление принципиально новых качеств у объекта, поскольку предполагает лишь восстановление прежних качеств, пусть и в разных сочетаниях и пропорциях.

    В процессе жизни качества объекта очевидно изменяются, но нет оснований утверждать, что при развитии с необходимостью идет восстановление прежних качеств, тем самым неправомерно закону отрицание отрицания присваивать всеобъемлющий характер.

    Вообще же эти три закона – *единство и борьба противоположностей, *переход количества в качество, *отрицание отрицания – настолько абстрактны, что под них можно подвести все, то есть можно описать ими любой процесс. Следовательно, ни одного процесса объяснить ими по существу невозможно.