Как ооо оформить договору возмездного оказания услуг педегога

Договор возмездного оказания услуг в образовательной деятельности


Вид реферат Язык русский Дата добавления 18.05.2014 Размер файла 33,8 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г.

РАЗУМОВСКОГО Юридический институт РЕФЕРАТ Дисциплина «Образовательное право» на тему «Договор возмездного оказания услуг в образовательной деятельности» г. Москва 2014 Содержание Введение 1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования.

2. Понятие образовательных услуг. 3. Договор возмездного оказания образовательных услуг. 3.1. Понятие, предмет и признаки.

3.2. Стороны договора. 3.3. Содержание договора. 3.4. Существенные условия договора.

Заключение Список использованных источников Введение Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека (ст.

43 Конституции РФ). Оно закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948г.), в ст.

13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), в ст.

28 Конвенции о правах ребенка (1989 г.). Под образованием, согласно п.

1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ, понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (п. 3 ст. 2 от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ). Каждый человек свободен в своем выборе профессии, в зависимости от своих потребностей и возможностей, в выборе уровня образования (основное общее образование обязательно п.

4 ст. 43 Конституции РФ). В настоящее время распространено и очень востребовано платное образование и в связи с этим, актуально детальное рассмотрение Договора оказания платных образовательных услуг. договор возмездное оказание образовательные 1.

Законодательство, регулирующее отношения в области образования Конституция Российской Федерации — один из главных, вместе с Национальной доктриной образования в Российской Федерации, политико-правовых оснований всей системы российского образовательного законодательства.

Но если Национальная доктрина устанавливает и определяет стратегические векторы образовательной политики на определенный исторический период (с 2000 года до 2025 года), то Конституция призвана, прежде всего и главным образом именно юридические начала, основы устройства и деятельности государства, его взаимоотношения с обществом и личностью.

Тем самым Конституция, устанавливаемые ею принципы, нормы и положения выступают подлинно правовой основой для любой отрасли законодательства, в том числе и для образовательной.

В ст.43 Конституции Российской Федерации закреплено и частично раскрыто право на образование.

Именно это конституционное положение представляет собой важнейшую основу для всего образовательного законодательства.

Конституционные положения принципа федерализма Российской Федерации составляют основу, исходную нормативную базу для реализации этого принципа и в сфере образования, прежде всего, в нормотворческой деятельности уполномоченных федеральных и региональных государственных и муниципальных органов по вопросам образования. Конституция РФ «своим примером» показывает законодателю алгоритм структуризации основных системообразующих образовательных законов в том плане, что в последних также следует четко устанавливать предметы ведения не только Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, но и предметы их совместного ведения. Всеобщая Декларация прав человека (ст.

26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.

Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами».

Однако Всеобщая декларация прав человека, будучи документом высокого нравственного гуманистического значения, лишь закрепила основные приоритеты, принципы, цели и задачи в области прав человека, к реализации которых должны стремиться все государства — участники Декларации. Декларативный (т.е. провозглашающий) принцип права на образование был закреплен как обязательный для государств — членов ООН, ратифицировавших Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе.

В Пакте были детализированы цели образования, которое

«должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам… должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества»

, а также способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между нациями и религиями, содействовать ООН в поддержании мира. Конвенция о правах ребенка закрепила общедоступность, бесплатность и обязательность начального образования, право ребенка на доступность информации и материалов в области образования, возложив на государств-участников обязанности: · обеспечивать доступность среднего образования, общего и профессионального, на бесплатной основе; · обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого; · принимать меры к регулярному посещению детьми школ, к снижению числа детей, покидающих школы.

Образование в России осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральной целевой программой развития образования на период 2011- 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.

№ 11-ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

, Федеральной целевой программой развития образования на период 2011- 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61, иными законодательными актами. 2. Понятие образовательных услуг В настоящее время употребление словосочетания «образовательные услуги» стало привычным и обыденным как в письменной, так и в устной речи, как для лиц, предоставляющих эти услуги, так и для лиц, их потребляющих.

Но всегда ли правильно мы трактуем это понятие?

Не вдаваясь в подробности и не выделяя каких-либо юридических тонкостей, можно сказать, что образовательные услуги — это услуги, предоставляемые в сфере (системе) образования.

Такого определения образовательных услуг вполне достаточно, но только до тех пор, пока не возникает реальной потребности в приобретении этих самых услуг.

Именно здесь и появляется желание узнать все нюансы и подробности.

Попробуем определить, что же именно включает в себя понятие «образовательные услуги».

Ни в Законе РФ «Об образовании», ни в других нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, официального определения образовательных услуг не содержится.

Общее понятие услуг закреплено в Налоговом кодексе РФ (п. 5 ст. 38). Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Это означает, что при оказании услуг, как правило, не создается объектов материального мира, на которые могли бы распространяться права собственности.

Услуги, преимущественно содержат полезный эффект в самих себе. Итогом услуг являются нематериальные блага (например, определенное состояние лица, достигнутое в результате лечения; полученная необходимая информация; приобретенный уровень образования и прочее.). Исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам (например, услуги фотографий, а также другие услуги, результат которых хранится на материальных носителях — электронных носителях, бумаге и др.).

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Соотношение понятий услуги и образования позволяет нам определить, что образовательные услуги — это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения. С точки зрения гражданского законодательства услуги, как правило, имеют возмездный характер. Это означает, что исполнение услуг реализуется за соответствующую плату.

Отношения между исполнителем и потребителем услуг регулируются соответствующим договором.

Осуществление образовательного процесса государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов не является платным и не регулируется договорными отношениями об оказании образовательных услуг. Следовательно, в данном случае реализацию процесса обучения и воспитания нельзя абсолютно отождествлять с оказанием образовательных услуг. В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, можно довольно часто встретить словосочетание «образовательные услуги», которое в некоторых случаях дополняется словом «платные» (иногда словом «дополнительные»).

Данное дополнение употребляется именно с целью разграничить характер образовательной деятельности осуществляемой на платной и бесплатной основе. Зачем же употреблять слово «платные», если сама услуга носит преимущественно возмездный характер? На сей раз, очевидно с тем, чтобы отграничить характер уже самой услуги — на платный и бесплатный.

Когда речь заходит о бюджетных образовательных учреждениях, то, как правило, употребляется понятие

«платные (платные дополнительные) образовательные услуги»

. Однако при регламентации деятельности негосударственных образовательных учреждений выражение «платные образовательные услуги» практически не используется, так как все услуги в данных организациях предоставляются за плату.

Отсюда следует вопрос, как же тогда быть с разграничением на платные и бесплатные образовательные услуги, да и вообще, что же, наконец, следует понимать под образовательными услугами? О том, насколько допустимо применительно к образовательной сфере (в частности, к бесплатному образованию) употреблять понятие «образовательные услуги» и оно будет подразумевать деятельность образовательных организаций, направленная на достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения (независимо от того, является ли эта деятельность платной или нет).

Все услуги, которые оказываются в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам. Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением.

Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением. Основываясь на данных ОКУН, можно говорить о следующих видах услуг в системе образования: * услуги в системе дошкольного воспитания; * услуги в системе среднего образования; * услуги в системе высшего образования; * услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе — профессиональная реабилитация кадров); * обучение населения на курсах (в том числе — обучение на курсах иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках); * прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).

Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями (физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, например, услуги в системе дошкольного воспитания предоставляются дошкольными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.

В соответствие с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. К основным образовательным услугам относятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции. Дополнительными образовательными услугами, соответственно, считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: * в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; * в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); * посредством индивидуальной трудовой педагогической деятельности. Необходимо заметить, что государственные образовательные стандарты могут устанавливаться и по отдельным дополнительным образовательным программам.

Все образовательные услуги также могут быть разделены на два основных вида: платные и бесплатные. В соответствии со смысловой направленностью понятия «бесплатное образование» и «бесплатные образовательные услуги» далее будут отождествлять, равно как и понятия «платное образование» и «платные образовательные услуги».

Под бесплатными образовательными услугами понимаются услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и государственных образовательных стандартов. Из данного определения необходимо выделить три существенных признака.

Во-первых, бесплатные образовательные услуги оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Во-вторых, бесплатные образовательные услуги реализуются только по основным образовательным программам, финансируемым из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). В-третьих, реализация бесплатных образовательных услуг осуществляется исключительно в пределах государственных образовательных стандартов.

Предоставление бесплатных образовательных услуг не регулируется договорными отношениями между потребляющими эти услуги, и соответствующими образовательными учреждениями.

К правоотношениям, возникающим в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства (в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей») не применяются. Данные правоотношения регулируются законодательством РФ (в широком смысле) об образовании. Платными образовательными услугами принято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельность, за соответствующую плату.

Следует отметить, что настоящее определение является общим и не содержит указания на конкретные условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности. В связи с этим необходимо внести некоторые уточнения. Во-первых, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги: не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами; за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в т.

ч. родителей воспитанников и обучающихся). Фактически это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги. Во-вторых, негосударственные образовательные организации вправе осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, т.е.

предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги.

Настоящее правило распространяется также на лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью.

В третьих, перечень платных образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) должен быть в обязательном порядке закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций. Иные аспекты, касающиеся предоставления образовательных услуг, будут рассмотрены нами в соответствующих разделах настоящего пособия. Еще одно требование, предъявляемое действующим законодательством к учреждениям по оказанию платных образовательных услуг — это наличие лицензии у такого учреждения, а также государственной аккредитации, эти требования закреплены в Законе «Об образовании» (ст.

91, ст. 92 соответственно). Положение о лицензировании образовательной деятельности, утверждено постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г.

N 174 (с изм. и доп. от. 19 июля, 24 сентября, 27 декабря 2012 г). Согласно п. 3 вышеуказанного Положения лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее — федеральный лицензирующий орган) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — лицензирующие органы), в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных статьей 33.1 Закона РФ «Об образовании» и настоящим Положением.

3. Договор возмездного оказания образовательных услуг 3.1 Понятие, предмет и признаки Понятие договора возмездного оказания услуг в образовательной деятельности можно сформулировать следующим образом: это соглашение, по которому исполнитель (образовательное учреждение) обязуется по заданию заказчика совершить обучение заказчика (или третьего лица), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

С учетом требования п. 1 ст. 161 Гражданского Кодекса РФ, а также ст. 51 Закона «Об образовании» , договор возмездного оказания образовательных услуг заключается в письменной форме. Предметом исследуемого договора являются образовательные услуги, полезный эффект которых выражается в знаниях, умениях и навыках, приобретаемых обучающимся в процессе и в результате их оказания.

Предметом исследуемого договора являются образовательные услуги, полезный эффект которых выражается в знаниях, умениях и навыках, приобретаемых обучающимся в процессе и в результате их оказания. Образовательное учреждение не может в полной мере гарантировать достижение высокого результата своей деятельности, поскольку он (результат) зависит не только от исполнителя, но и от самого обучающегося, от его способностей, внимательности, старания и трудолюбия.

Основание договора возмездного оказания образовательных услуг заключается в следующем: для обучающегося — в получении образовательных услуг (при этом мотив может быть различным: удовлетворение духовных потребностей, получение специальности для дальнейшего трудоустройства, получение диплома о высшем профессиональном образовании с целью продвижения по службе, приобретение права на отсрочку от призыва в армию); для заказчика — в удовлетворении потребности в квалифицированном специалисте в производственной, научной, культурной, военной и других видах деятельности; для исполнителя — в получении финансовых средств на осуществление образовательной деятельности. Можно выделить следующие признаки договора оказания услуг в образовательной деятельности: 1.

это гражданско-правовой договор.

На него распространяются общие положения гражданского законодательства о сделках; 2. на правоотношения по заключению, исполнению и расторжению рассматриваемого договора распространяются нормы публичного права, связанные со стандартами профессионального обучения, обязательными требованиями к образовательному учреждению.

Нарушение этих положений будет означать фактически недействительность договора (ст.173 ГК РФ).

Так, например, если у учебного учреждения нет лицензии на профессиональное обучение, учреждение не имеет права вступать в договорные правоотношения. 3. на стороне заказчика услуг по подготовке, переподготовке и повышении квалификации может выступать как физическое, юридическое лицо, так и органы государственной власти, при этом заказчик приобретает услуги по профессиональному обучению не для себя, а для служащего, работника и т.д.

Сказанное накладывает определенные особенности на правоотношения с каждым из заказчиков (частные лица, юридические лица, публичные органы).

4. данный договор можно охарактеризовать как: возмездный, консенсуальный.

3.2 Стороны договора Сторонами договора возмездного оказания образовательных услуг являются: государственное, муниципальное либо негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования — исполнитель, студент или слушатель — обучающийся, и физическое или юридическое лицо — заказчик. Обучающиеся по договору возмездного оказания образовательных услуг — это студенты или слушатели высших учебных заведений. Студентом, согласно п. 1 ст. 16 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании, является лицо, в установленном порядке зачисленное в вуз для обучения.

Слушателями учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии со ст. 18 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании являются лица, обучающиеся в вузах на подготовительных отделениях, факультетах (в других структурных подразделениях) повышения квалификации и переподготовки работников; другом высшем учебном заведении, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование; ординатуре или интернатуре медицинских высших учебных заведений.

Статус слушателя в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения.

Обучающимся может быть лицо, не достигшее совершеннолетия.

Согласно п. 1 ст. 26 ГК РФ, несовершеннолетние участвуют в договоре с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей, попечителей.

3.3 Содержание договора Согласно п.14 Постановления Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505

«Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

договор должен содержать следующие сведения: а) наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации — исполнителя и место его нахождения (юридический адрес), лицензия на оказание услуг; свидетельство о государственной аккредитации указывается в случае, если учебное заведение прошло аттестацию в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя; в) сроки оказания образовательных услуг; г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты; д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг; е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя. Если договор подписывается руководителем филиала, заместителем руководителя юридического лица или иным должностным лицом юридического лица, то дополнительно должен быть указан документ, регламентирующий его полномочия в сфере заключения договоров на оказание платных образовательных услуг (приказ, распоряжение, доверенность), а также дата и регистрационный номер документа.

Обратимся к существенным условиям договора возмездного оказания образовательных услуг.

В силу п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг (утв.

Письмо Минобразования РФ от 1 октября 2002 г. N 31ю-31ин-40/31-09)[9] к существенным условиям договора отнесены следующие сведения: — полное наименование исполнителя, включающее организационно-правовую форму, характер деятельности и статус (вид) или фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью; — указание на наличие лицензии на ведение образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации (для юридических лиц); — фамилию, имя, отчество лица, выступающего от имени исполнителя, устав с указанием наименования зарегистрировавшего органа, даты регистрации и регистрационного номера, а также документ, регламентирующий его полномочия; — фамилию, имя, отчество заказчика (потребителя); — предмет договора (определяет основное содержание предоставляемых образовательных услуг — основные и(или) дополнительные): — уровень основных и (или) дополнительных образовательных программ; — перечень (виды) образовательных услуг; — форма реализации образовательной программы (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, самообразование, экстернат, форма семейного образования); — документ какого уровня (степени) образования будет выдан потребителю после успешного освоения им соответствующих образовательных программ, успешной итоговой аттестации в установленном порядке. — сроки освоения образовательных услуг, которые указаны в документах, регламентирующих образовательный процесс (государственные образовательные стандарты, образовательные программы, учебные планы); — стоимость обучения, порядок оплаты п.3 ст.54 Закона «Об образовании»; — в правах и обязанностях стороны в полном объеме отражают взаимные права и обязанности в процессе образовательной деятельности.

При этом стороны обязаны предусмотреть способы ознакомления с информацией о порядке и условиях предоставления платных образовательных услуг, руководствуясь при этом уставом и локальными нормативными актами исполнителя; — заключительная часть договора содержит порядок изменения и расторжения договора. 3.4 Существенные условия договора Существенным условием договора является предмет договора возмездного оказания образовательных услуг, то есть указания на характер и объем оказываемых услуг, лица которому данные услуги оказываются.

По договору возмездного оказания образовательных услуг исполнитель обязуется создать необходимые условия для обучения, оказать обучающемуся образовательные услуги, объем, и качество которых соответствует ГОС ВПО.

По завершении обучения при условии успешной итоговой аттестации исполнитель обязан выдать обучающемуся соответствующий диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Студенту или слушателю, не завершившему обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедшему промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), может быть выдан диплом установленного образца о неполном высшем профессиональном образовании. Лицам, не закончившим освоение основной образовательной программы, выдается академическая справка. Обучающийся по договору возмездного оказания образовательных услуг обязан овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав вуза, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

За неисполнение этих обязанностей к обучающемуся может быть применено в соответствии с п. 9 ст. 16 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании дисциплинарное взыскание вплоть до отчисления из вуза, что влечет прекращение договора возмездного оказания образовательных услуг.

Обязанностью заказчика по договору возмездного оказания образовательных услуг является своевременная, в обусловленном объеме оплата образовательных услуг.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей заказчик и исполнитель несут гражданско-правовую ответственность в форме возмещения убытков, уплаты неустойки, а также процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами. Договор действует с момента его заключения до момента окончания срока договора при условии надлежащего исполнения сторонами своих обязательств.
Договор действует с момента его заключения до момента окончания срока договора при условии надлежащего исполнения сторонами своих обязательств.

Этот срок, как правило, совпадает с нормативным сроком обучения студента или слушателя той или иной специальности, установленным ГОС ВПО, и чаще всего составляет 5 лет.

Сравнительно новым явлением для российской системы высшего профессионального образования является обучение по сокращенной или ускоренной программе. Такой договор заключается с лицами, имеющими высшее или среднее (соответствующего профиля) профессиональное образование, на срок от 3 до 3,5 лет, так как сокращать период учебы рекомендуется не более чем на 1,5-2 года независимо от формы обучения.

Цена договора определяется каждым вузом самостоятельно, «исходя из уровня и качества оказываемых услуг». Часто в договорах предусматривается право образовательного учреждения на одностороннее повышение платы за обучение. По общему правилу, одностороннее изменение условий договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.

310 ГК РФ). Но в соответствии с п. 2 ст. 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Однако заказчик, полностью оплативший образовательные услуги, считается исполнившим свое обязательство, и, следовательно, какие-либо соглашения об изменении уже не действующего обязательства правовой силы не имеют.

Порядок расчетов за оказанную услугу определяется договором между заказчиком и исполнителем.

В случае виновного неисполнения договора возмездного оказания образовательных услуг заказчиком последний в соответствии с п. 2 ст. 781 ГК РФ обязан оплатить услуги в полном объеме. Если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, не зависящим от сторон, обязанность по оплате услуг не должна возникать, однако закон предписывает заказчику компенсировать исполнителю расходы, фактически понесенные до момента наступления невозможности исполнения (п.

3 ст. 781 ГК РФ). Компенсация расходов образовательного учреждения не является формой ответственности. Изложенные общие правила имеют диспозитивный характер и могут быть изменены соглашением сторон. Заключение Подведем итоги к вышесказанному.

Кроме норм главы 39 ГК РФ ряд положений о договоре возмездного оказания образовательных услуг содержится в Законе РФ «Об образовании». Однако в указанных нормативных актах правовое регулирование договорных отношений в сфере образовательных услуг во многом носит самый общий и фрагментарный характер.
Однако в указанных нормативных актах правовое регулирование договорных отношений в сфере образовательных услуг во многом носит самый общий и фрагментарный характер.

Поэтому необходимо констатировать, что договор на профессиональное обучение, наряду с нормами ГК РФ, регулируются множеством подзаконных, ведомственных нормативных актах. Таким образом, рассматриваемые правоотношения регулируются нормами частного и публичного права. В современных правовых условиях исходя из принципов свободы договора, диспозитивности гражданского права, недостаток нормативного регулирования должен восполняться правотворчеством самих участников отношений путем детального определения различных сторон указанных отношений в договоре возмездного оказания образовательных услуг.

Основой для договора могут послужить типовые формы, утверждаемые полномочными органами.

Договор возмездного оказания услуг по профессиональной подготовке и повышению квалификации — гражданско-правовой договор. На правоотношения по заключению, исполнению и расторжению договора распространяются нормы публичного права, связанные со стандартами профессионального обучения, обязательными требованиями к образовательному учреждению.

Нарушение этих положений будет означать фактически недействительность договора (ст.173 ГК РФ). Договор возмездного оказания образовательных услуг — это соглашение, по которому исполнитель (образовательное учреждение) обязуется по заданию заказчика совершить профессиональное обучение заказчика (или третьего лица), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Договор возмездного оказания образовательных услуг можно охарактеризовать как: возмездный, консенсуальный, публичный, в зависимости от количества участников — двух- или трех- сторонний.

Единственным существенным условием договора — является его предмет, который должен обладать следующими признаками: — определенности (обладать определенными качествами и быть точно обозначенным, то есть указание на конкретное профессиональное обучение); — возможности осуществления (осуществление прав и обязанностей, входящих в содержание обязательства, объективно возможно, например, у образовательного учреждения есть лицензия на осуществления профессионального обучения); — дозволенности (отсутствуют запреты в законе). На стороне заказчика услуг по подготовке, переподготовке и повышении квалификации может выступать как физическое, юридическое лицо, так и органы государственной власти, при этом заказчик приобретает услуги по профессиональному обучению не для себя, а для служащего, работника и т.д.

Сказанное накладывает определенные особенности на правоотношения с каждым из заказчиков (частные лица, юридические лица, публичные органы). Учитывая, что одной из сторон договора выступает потребитель услуг, на данные правоотношения распространяется Закон «О защите прав потребителей в РФ». Возмездное оказание образовательных услуг — альтернатива бесплатному образованию, провозглашенному Конституцией РФ.

С одной стороны платные образовательные услуги являются исключением из общего правила о бесплатном образовании, с другой стороны платные образовательные услуги — это вид направления деятельности образовательных учреждений и новая грань реализации гражданами права на получение образования (ч.1 ст.43 Конституции).

Поэтому платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета, а отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг.

Также, в заключении хочу сказать следующее: в современном обществе, как в общем, во все века и времена, важно не наличие образования (диплома) у гражданина, а его качество, я имею в виду образованность в самом его широком смысле.

По моему мнению, человек должен получить образование, согласно своим собственным потребностям (и оно (образование) не обязательно должно быть высшим), ведь для того, чтобы человек удовлетворял собственные потребности и потребности государства, гражданином, которого он является, важно приносить пользу, а в каком качестве и в какой профессиональной области — это дело каждого (что называется по призванию). Платные образовательные услуги — это, прежде всего, возможность для самореализации индивидуума, а значит — возможность быть востребованным специалистом и достойным гражданином своей страны.

Список использованных источников 1.

Конституция РФ. 2. Гражданский кодекс РФ.

3. Налоговый кодекс РФ. 4. Всеобщая Декларация прав человека 5. Конвенция о правах ребенка 6.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 7. Закон РФ от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании». 8.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

. 9. Федеральная целевая программа развития образования на период 2011- 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г.

N 61. 10. Закон «О защите прав потребителей в РФ». 11. В.И. Шкатулла Образовательное право: учебник для вузов/ М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА * М), 2001 — 688с. 12. М.И. Брагинский, В.В. Витрянский Договорное право/Издание третье, стереотипное.

13. Информационная система «Консультунт плюс».

14. Информационная система «Гарант». 15. Интернет-ресурсы. Размещено на Allbest.ru .