Когда надо делать то1 и то2 для автобусов

Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним


Техническое обслуживание автомобиля – это комплекс профилактических мероприятий, предписываемых к исполнению производителем машины. Задача технического обслуживания – не допустить отказов и неисправностей, вероятность появления которых в определённый период достаточно высока. Проще говоря: лучше предупредить заранее, чем потом долго и дорого ремонтировать.

Техническое обслуживание (ТО) обычно включает проведение обязательных операций (например, замену масла в двигателе после пробега 15 тысяч километров) и операций, выявленных в ходе диагностических операций (как с использованием специального оборудования, так и без него – по результатам визуального контроля), В технической литературе обязательные операции ТО определяются по наименованию сути выполняемых работ:

  1. Смазочные;
  2. Крепёжные;
  3. Электротехнические;
  4. Регулировочные;
  5. Контрольно-диагностические.
  6. Заправочные;

По результатам проведения контрольно-диагностических операций и принимается решение о выполнении дополнительных работ (долив жидкостей, замена пришедших в негодность элементов и т.д.). Объём и содержание операций, входящих в техобслуживание автомобиля определяется маркой и моделью машины, а также такими факторами, как текущий пробег, сезонность и достижение определённого срока хранения, если машина в течение этого срока не эксплуатировалась. Особую важность соблюдения регламента обслуживания придавали в советское время, когда с одной стороны автомобили были не такими совершенными и надёжными, как сейчас, а с другой поддерживалась (особенно в организациях) дисциплина эксплуатации транспортных средств.

Правило осмотра транспортного средства перед выездом в рейс и устранения выявленных недочётов является обязательным для каждого водителя и автомобиля. И такое требование, особенно для грузовых машин и автобусов полностью оправдано: перевозка людей и крупногабаритных грузов требует повышенных мер безопасности.

Классификация видов техобслуживания в России сохранилась с советских времён в «Планово-предупредительной системе технического обслуживания автомобилей» и включает следующие основные позиции:

  1. сезонное техническое обслуживание автомобиля.
  2. второе техническое обслуживание автомобиля – ТО-2;
  3. первое техническое обслуживание автомобиля – ТО-1;
  4. ежедневное техническое обслуживание автомобиля;

Производители современных легковых авто несколько видоизменили нумерацию и периодичность ТО:

  1. У ряда производителей легковых автомобилей необходимость проведения обслуживания по классификации ТО-1 отпала, а у некоторых осталась с условным названием этой операции ТО-0.
  2. Нумерация по классификации ТО-2, проводимого, как правило, через равные промежутки времени, стала сквозной: от ТО-1 – до ТО-10 или даже ТО-12.

То есть, для легковых машин виды и нумерация ТО может выглядеть следующим образом:

  1. периодическое техническое обслуживание (номерное) – ТО-1…ТО-10 (ТО-12);
  2. нулевое техническое обслуживание – ТО-0;
  3. ежедневное техническое обслуживание;
  4. сезонное техническое обслуживание.

Регламент технического обслуживания, межсервисные интервалы и содержание операций по каждому виду ТО определяются производителем автомобиля и указываются в сервисной книжке.

Для ТО-0 (ТО-1 по общепринятой классификации) верхний предел пробега составляет, как правило, 2-2,5 тыс. км. Межсервисные интервалы между последующими ТО обычно составляют от 10 до 20 тыс.

км. Ежедневное техническое обслуживание – ЕТО (для легковых автомобилей скорее осмотр перед поездкой) предусматривает контрольно-осмотровые операции основных узлов и агрегатов машины, прежде всего тех, которые влияют на безопасность на дороге. При этом проверяют:

  1. осмотром – наличие течей тормозной системы, гидроусилителя, двигателя (охлаждающая жидкость, моторное масло), трансмиссии;
  2. опробованием – запуск двигателя, пробная проверка при трогании тормозов, рулевого управления, сцепления, коробки переключения передач.
  3. осмотром и опробованием – работу электрооборудования, указателей и индикаторов приборной панели;
  4. осмотром – состояние шин. При необходимости производят подкачку (смотрите );
  5. осмотром – уровни жидкостей в бачках и картерах основных узлов и агрегатов. При необходимости производят долив;

Первое техническое обслуживание ТО-1 включает операции, входящие в ежедневное ТО, а также дополнительно следующие работы:

  1. крепежные (проверка и подтяжка при необходимости): крепление двигателя, коробки передач, рулевого механизма, рулевых тяг, поворотных рычагов, дисков колёс, деталей выхлопной системы, крепления тормозных механизмов;
  2. электротехнические: проверка и при необходимости очистка от пыли и грязи аккумулятора и приборов электрооборудования, проверка состояния изоляции, замена при необходимости перегоревших ламп или предохранителей.
  3. , уборка салона;
  4. контрольно-диагностические и осмотровые работы (дополнительно к осмотру ЕТО): проверка эффективности торможения, стояночного тормоза, привода тормозов, свободного хода рулевого колеса, зазоров механизма рулевого управления, защитных чехлов деталей ходовой системы, проверка состояния пружин, рычагов, штанг и стоек подвески, свободного хода педалей сцепления и тормоза, натяжения приводных ремней навесного оборудования двигателя;
  5. регулировочные работы: свободный ход педалей, натяжение приводных ремней, стояночный тормоз, свободный ход рулевого колеса, зазор соединений рулевого привода, карбюратор (для карбюраторных двигателей);
  6. заправочные: замена масла в двигателе (с заменой масляного фильтра);

Второе техническое обслуживание – ТО-2 включает операции, входящие в ТО-1, а также дополнительно работы по углублённому диагностированию основных систем, узлов и агрегатов автомобиля. Помимо большего объёма контрольно-диагностических работ при ТО-2 происходит больше заправочных операций.

Кроме в зависимости от пробега или срока хранения меняется:

  • Масло в гидросистеме,
  • ,
  • Масло в коробке передач,
  • ,
  • Масло в мостах (для грузовых и легковых полноприводных машин).

При заданном пробеге в ТО-2 регламентируются обязательные замены определённых элементов. Для легковых автомобилей – это:

  1. ,
  2. Фильтр коробки передач (если она автоматическая),
  3. Ремень и ролики ремня газораспределительного механизма (если привод ГРМ ремённый) и дополнительного оборудования.
  4. Фильтры салона,
  5. Свечи зажигания,
  6. ,

Крепежные работы при ТО-2 также выполняются в большем объёме, чем при ТО-1. К ним относят проверку затяжки крепления:

  • Топливного бака,
  • Радиатора,
  • Головки блока цилиндров,
  • Замков и петлей дверей.
  • Крышки ГРМ,
  • Поддона картера двигателя,
  • Впускного и выпускного коллекторов,
  • Крышки редуктора заднего моста,

Из регулировочных работ необходимо отметить регулирование:

  1. Зазора подшипников ступиц передних колёс.
  2. Клапанов двигателя,
  3. Зазора между тормозными колодками и дисками,
  4. Натяжения усилия привода ГРМ,

Конкретные операции ТО-2 зависят от марки, модели и межсервисного интервала, рекомендуемого конкретным автопроизводителем.

Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится для подготовки автомобиля к эксплуатации в наступающий зимний или летний сезон. Дело в том, что резкое изменение температуры окружающей среды сказывается на характеристиках работы деталей, узлов и агрегатов автомобиля: в холодное время года, например, требуются смазочные материалы с меньшей вязкостью, снижается пусковая способность аккумулятора, требуется обеспечить безотказную работу системы отопления, ухудшается сцепление колес с дорожным покрытием.

Обычно автолюбители сезонное ТО, включающее как основную операцию по замене шин, стараются совместить с одним из регламентных номерных ТО (по классификации планово-предупредительной системы ТО-2). Техобслуживание (кроме ЕТО) – процедура платная и многие автолюбители задаются вопросом: «Можно ли вообще не проходить его, сэкономив, таким образом деньги?».

Техобслуживание (кроме ЕТО) – процедура платная и многие автолюбители задаются вопросом:

«Можно ли вообще не проходить его, сэкономив, таким образом деньги?»

. К тому же производители современных автомобилей уверяют, что их качество и надежность растёт, при том, что межсервисные интервалы ТО также увеличиваются. У этого вопроса две стороны: формальная и фактическая.

  • Формально, если речь идёт о новом автомобиле, отсутствие отметки о прохождении ТО полностью лишает владельца права на гарантийное обслуживание.
  • Фактически же межсервисные интервалы последние 15-20 лет практически не изменились и даже автопроизводители с мировым именем не создали ещё полностью необслуживаемого автомобиля.
Рекомендуем прочесть:  Медкнижка в москве сделать платно

Значит, периодическое ТО необходимо не только новым автомобилям, но и, даже в большей степени, автомобилям с пробегом. Сэкономить на прохождении конкретного ТО не только можно, но и нужно.

При этом, важно на каком периоде эксплуатации находится автомобиль: гарантийном (гарантия производителя) или постгарантийном.

Если машина на гарантии, тогда необходимо ознакомиться с соответствующим пунктом сервисной книжки о гарантийных обязательствах производителя.

Подавляющее большинство автопроизводителей указывает, что одно из условий поддержания гарантии – прохождения ТО в авторизованных дилерских центрах (известных высокими ценами на свои услуги). И хотя это вопрос более чем спорный, основная масса автолюбителей подчиняется этому требованию. Экономия при прохождении ТО в гарантийный период возможна за счёт выбора дилерского центра, предлагающего более дешёвые услуги и за счёт закупки материалов для техобслуживания в стороннем магазине (иногда это вдвое дешевле, чем у дилера, но предоставление собственных материалов необходимо заранее согласовать).

Кроме того, следует обратить внимание на перечень операций ТО в предварительной калькуляции.

Иногда дилер включает туда работы, не предусмотренные производителем (проверить это просто – по той же сервисной книжке). Если автомобиль вышел из гарантийного срока, то возможности сэкономить на техническом обслуживании становятся шире.

Дело в том, что ряд операций ТО вполне может быть выполнен самостоятельно (особой квалификации здесь не требуется): замена масла и масляного фильтра, воздушного и топливного фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, колёс в сборе.

Более сложные операции (например, замена ремня ГРМ) можно выполнять в независимых автосервисах с хорошей репутацией. Как правило, услуги таких сервисов ощутимо дешевле, чем у официальных дилеров.

Автотранспорт — правила, нормы, положения

С 1 октября 2021 года вступают в силу изменения в закон и постановление правительства о проведении техосмотра транспортных средств всех категорий, включая и автобусы.

В то же время техосмотр автобусов регламентирован дополнительным документом — Основное и самое важное нововведение в постановлении правительства № 741 в том, что теперь техосмотр автобусов будет проходить с участием сотрудников ГИБДД. а) определения категорий автобусов; б) периодичность проведения техосмотра автобусов; в) функции исполнителей техосмотра автобусов; г) совместные действия оператора технического осмотра и уполномоченного сотрудника ГИБДД; д) функции владельцев автобусов; е) требования к производственной базе для проведения техосмотра автобусов и других транспортных средств.

а) определения категорий автобусов; б) периодичность проведения техосмотра автобусов; в) функции исполнителей техосмотра автобусов; г) совместные действия оператора технического осмотра и уполномоченного сотрудника ГИБДД; д) функции владельцев автобусов; е) требования к производственной базе для проведения техосмотра автобусов и других транспортных средств. В настоящих Правилах под автобусами понимаются транспортные средства категорий М2 и М3, подлежащие государственной регистрации в ГИБДД. Категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.

Категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

Периодичность проведения техосмотра по новым правилам — каждые 12 месяцев с года выпуска в обращение которых прошло не более чем пять лет и каждые 6 месяцев с года выпуска в обращение которых прошло более чем пять лет.

Технический осмотр автобусов, в том числе повторный, проводится оператором технического осмотра, аккредитованным в Российском союзе автостраховщиков для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств М2 и М3, с непосредственным участием сотрудника ГИБДД, уполномоченного для исполнения этой функции руководством ГИБДД. 3.1. Оператор технического осмотра (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель). обеспечивает доступ для уполномоченного сотрудника ГИБДД на место проведения техосмотра и к показаниям результатов технического диагностирования.

3.2. Технический эксперт пункта технического осмотра проводит техническое диагностирование автобуса по обычной схеме, но в присутствии сотрудника ГИБДД. 3.3. Уполномоченный сотрудник ГИБДД: а) оформляет усиленную квалифицированную электронную подпись в удостоверяющих центрах Минкомсвязи РФ или МФЦ; б) проверяет соответствие автобуса данным, указанным в свидетельстве о регистрации транспортного средства или паспорте транспортного средства (электронном паспорте транспортного средства), а также в государственном реестре транспортных средств; в) после проведения диагностирования автобуса техническим экспертом проверяет соответствие результатов технического диагностирования обязательным требованиям безопасности транспортных средств категорий М2 или М3, указанным в приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра, утвержденных то есть проверяется результат диагностирования по каждой обязательной операции; г) после сверки данных по автобусу и проведения техническим экспертом диагностирования на стационарной или передвижной линии вносит в сформированную техническим экспертом в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО) диагностическую карту заключение о соответствии или несоответствии автобуса обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающее или не подтверждающее его допуск к участию в дорожном движении) и удостоверяет запись усиленной квалифицированной электронной подписью.

Форма автобусной диагностической карты приведена в приложении к постановлению Правительства РФ от 23 мая 2021 года № 741. Технический осмотр автобусов проводится в соответствии с графиком предварительной записи, формируемым оператором технического осмотра совместно с уполномоченным сотрудником ГИБДД, участвующим в проведении технического осмотра автобусов, в свободном формате в режиме реального времени на официальном сайте оператора технического осмотра на основании заявок, представляемых владельцами автобусов.

График необходим для планирования работы уполномоченных сотрудников ГИБДД по рабочим дням и часам. 5.1. Владелец автобуса по телефону или электронной почте обращается к любому оператору технического осмотра в любой пункт технического осмотра вне зависимости от места государственной регистрации автобуса и представляет заявку, содержащую информацию о желаемой дате прохождения технического осмотра, сведения о марке, модели, идентификационном номере (номере кузова или шасси) и государственном регистрационном номере автобуса, а также сведения о номерах телефонов и (или) адресах электронной почты для информирования владельца автобуса о принятом в отношении заявки решении.

5.2. Решение о включении заявки в график или о невозможности ее включения в график и информирование заявителя о принятом в отношении заявки решении осуществляется оператором технического осмотра в течение 1 рабочего дня со дня поступления заявки к оператору технического осмотра. 5.3. Проведение технического осмотра автобусов осуществляется не ранее чем через 5 рабочих дней со дня поступления к оператору технического осмотра заявки, в отношении которой принято решение о ее включении в график.

5.3. Проведение технического осмотра автобусов осуществляется не ранее чем через 5 рабочих дней со дня поступления к оператору технического осмотра заявки, в отношении которой принято решение о ее включении в график. 6.1. Требования к минимальным размерам производственных помещений (сооружений) для размещения диагностических линий для техосмотра, устройству осмотровых канав диагностических линий, площадкам для проверки тормозных систем транспортных средств в дорожных условиях, к стационарным и передвижным диагностическим линиям приведены в

«Об утверждении требований к производственно-технической базе оператора технического осмотра и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых лицами, претендующими на получение аттестата аккредитации оператора технического осмотра, и операторами технического осмотра обеспечивает их соответствие требованиям аккредитации.»

6.2.

В качестве примера ниже приводятся минимальные размеры производственных помещений для размещения диагностических линий по техосмотру автобусов.

Категория автобусов Минимальные размеры производственных помещений, м Длина Ширина Высота при использовании осмотровой канавы Высота при использовании подъемника в месте его размещения М2 8,5 4,0 3,5 5,0 М3 14,0 6,0 4,5 6,0 Минимальные размеры производственных помещений для автобусов применимы и для размеров помещений для грузовых автомобилей (размеры для категории автобусов М2 одинаковы для грузовых автомобилей категории N2, размеры для категории автобусов М3 одинаковы для грузовиков категории N3). В этом же приказе приведен перечень средств технического диагностирования и оборудования, применяемых при техническом осмотре как автобусов, так и других транспортных средств, и их основные характеристики.

Статья 15. Периодичность проведения технического осмотра

1. Если иное не установлено федеральными законами, транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:1) каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло от четырех до десяти лет, включая год их выпуска, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства (далее — год выпуска):а) легковые автомобили;б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;в) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в настоящего Федерального закона;г) мототранспортные средства;2) каждые двенадцать месяцев в отношении транспортных средств, указанных в настоящей части, с года выпуска в обращение которых прошло более чем десять лет;3) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло не более чем пять лет:а) легковые такси;б) автобусы;в) грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя);г) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;д) транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;е) транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами;4) каждые шесть месяцев в отношении транспортных средств, указанных в настоящей части, с года выпуска в обращение которых прошло более чем пять лет;5) каждые шесть месяцев в отношении специализированных транспортных средств и прицепов к ним, предназначенных и оборудованных для перевозок опасных грузов.(часть 1 в ред.

Федерального от 01.04.2021 N 98-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)2. Не требуется проведение технического осмотра в первые четыре года, включая год выпуска, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в и настоящей статьи):(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 , от 01.04.2021 )(см. текст в предыдущей редакции)1) легковые автомобили;(в ред.
текст в предыдущей редакции)1) легковые автомобили;(в ред.

Федерального от 28.07.2012 N 131-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;3) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в настоящего Федерального закона;(в ред. Федерального от 28.07.2012 N 131-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)4) мототранспортные средства.3. Сроки, установленные и настоящей статьи, исчисляются со дня проведения первого технического осмотра, который проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в году, следующем за годом выпуска транспортных средств, указанных в данных пунктах.(в ред. Федерального от 28.07.2012 N 131-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)4. Первый технический осмотр транспортных средств, указанных в настоящей статьи, проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.5. Владелец транспортного средства обязан представить его для проведения технического осмотра в течение срока действия диагностической карты.(часть 5 в ред.

Федерального от 28.07.2012 N 130-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)6.