Контрольная функция налогов

Какую функцию выполняют налоги в государстве


В статье дается понятие налогов и приводится краткая характеристика их главных функций. Налоги являются обязательным и безвозмездным платежом, который взимается государством с физических и юридических лиц с целью обеспечить деятельность и нужды государства/общества. НК РФ закрепляет понятие налогов и регламентирует характер взаимодействия между плательщиками и государством.Осторожно!

Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, . Одной из задач института налогообложения является понижение социального неравенства, т.к. в справедливом государстве больший процент должны выплачивать богатые лица, тем самым обеспечивая более бедные и незащищенные слои населения.

в справедливом государстве больший процент должны выплачивать богатые лица, тем самым обеспечивая более бедные и незащищенные слои населения. Система налогообложения состоит их ряда обязательств:

  1. сборы;
  2. пошлины;
  3. взносы;
  4. другие виды платежей.
  5. налоги;

Весь перечень установлен на федеральном уровне.

У местных и региональных властей нет права принимать дополнительные виды налогов и повышать их ставки. В России действует следующая классификация налогов:

  1. местные.
  2. региональные;
  3. федеральные;

Перед тем, как взимать налог, законодательные и представительные органы власти должны определить его элементы и зафиксировать последние в соответствующих законодательных актах.

Элементами выступают те принципы, на которых базируется построение и организация налогообложения. Выделают следующие элементы:

  1. налоговый период;
  2. объекты налогообложения;
  3. единицы обложения;
  4. плательщики;
  5. источники налога;
  6. ставки;
  7. льготы;
  8. сроки по уплате.
  9. налоговый оклад;

Теперь рассмотрим подробно основные функции налогов.

Они подразделяются на 4 вида:

  1. фискальная;
  2. регулирующая.
  3. контрольная;
  4. социальная;

Она существует во всех государствах и присутствовала на всех исторических этапах их развития.

Благодаря фискальной функции происходит формирование государственных финансовых ресурсов, а также создание условий для успешного функционирования государства.

Фискальная функция призвана обеспечить доходную базу бюджета на всех государственных уровнях. Ее основная задача — формирование и распределение финансов государства. Остальные функции являются производными от фискальной.

Одним из основных стимулов для развития экономики в развитых странах является повышенное налоговое бремя в отношении физических лиц по сравнению с юридическими.

Таким образом производство начинает расти и расширяться, что во много раз умножает количество рабочих мест.

Существуют ограничения субъективного и объективного характера при осуществлении фискальной функции. Если поступлений налогов недостаточно и сокращение расходов государства не представляется возможным, то прибегают к поиску иных форм дохода. К ним относятся внутренние, внешние, региональные и местные займы.

Их размещение способствует возникновению госдолга.

Такое обслуживание госдолга за счет средств бюджета приведет в последующем к повышению налоговых ставок, к принятию новых видов сборов/пошлин и т.д.

Данный подход, в свою очередь, усилит недовольство плательщиков и понизит производительность, что станет причиной размещения новых займов. Появится риск образования финансовой пирамиды, и в итоге произойдет финансовый крах.

Доля средств, поступающих в казну государства благодаря реализации фискальной функции, понижается по понятным причинам, т.к.

содержание налоговых поступлений осуществляется за счет доходов плательщиков. Благодаря контрольной функции образуются предпосылки для установления пропорций в ходе образования и мобилизации доходов разных субъектов экономики. Также происходит оценка эффективности всех налоговых каналов и определяется круг изменений, которые необходимо внести в действующую систему налогообложения.

Контрольная функция и налоговый контроль не являются тождественными понятиями. Контроль реализуется посредством деятельности налоговых и таможенных органов и органами государственных фондов.

Они выполняют задачу по соблюдению законодательства через разные проверки. Контрольную функцию можно рассмотреть на следующем примере. Сначала оцениваются поступившие денежные суммы от физических лиц и предприятий, потом осуществляется сопоставление показателей по доходам с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Затем по полученным данным оценивают эффективность системы налогообложения и обеспечивают контроль всех финансовых потоков и разных форм деятельности граждан. Благодаря контрольной функции корректируются положения Налогового кодекса РФ и вся политика РФ, связанная с финансами.

Она выражена во взимании имущественного и подоходного налогов.

Бремя по их выплате лежит на обеспеченной части населения: средства поступают малоимущим гражданам в виде льгот и социальных пособий. Страховые платежи служат механизмом для осуществления социальной функции.

Перечень налогов на доходы физического лица следующий:

  1. стандартные налоговые вычеты;
  2. доходы, не подлежащие обложению;
  3. профессиональные налоговые вычеты.

В период экономического кризиса важность социальной функции значительно возрастает, т.к.

в это время основной части граждан нужна социальная поддержка. В России социальная функция реализована не полностью.

Она оказывает влияние на экономику государства и социальные аспекты.

Она способствует регулировке доходов различных слоев населения. Реализация данной функции осуществляется через льготы, платежи и сборы.

Цель таких льгот заключается в уменьшении размера налоговых обязательств физического лица. Льготы делятся на несколько видов:

  1. изъятия;
  2. налоговые кредиты.
  3. скидки;

Изъятием выступают льготы, цель которых — вывести из-под налогообложения отдельные объекты. Скидки — это вид льгот, которые направлены на уменьшение налоговой базы.

Налоговый кредит — льгота, направленная на сокращение ставки по налогам или окладу. Основная цель данной функции — регулирование финансовой деятельности предприятий, производящих товары и услуги, посредством установления платежей и сборов. Регулирующая функция может проявляться в сфере производства, а также через платежеспособность граждан в области спроса и предложения на товары, услуги и т.д.

Регулирующая функция может проявляться в сфере производства, а также через платежеспособность граждан в области спроса и предложения на товары, услуги и т.д.

У регулирующей функции выделяют подфункции:

  • Воспроизводственная. Ее назначение заключается в накоплении средств на восстановление ресурсов. Реализуется через отчисления на производство минерально-сырьевой базы, оплату за воду и т.д.
  • Стимулирующая, направленная на поддержание развития определенных экономических процессов. Представлена в виде льгот и освобождений, которые в широком спектре представлены для инвалидов, малых предприятий, сельскохозяйственных производителей, благотворительным организациям и т.д.
  • Дестимулирующая, целью которой служит воспрепятствование развитию тех или иных экономических процессов.

Главными признаками налогов выступают: обязательность платежей со стороны населения; их безвозмездный характер; обеспечение деятельности и нужд государства.

Налоги выполняют 4 основных функции: фискальную — наполнение казны; контрольную — осуществление надзора за платежами; социальную — взимание доходов с населения; регулирующую — установление правил налогообложения.

Контрольная функция налогов: описание и примеры

Сущность и задачи налогов прежде всего выражаются в функциях, которые они выполняют.

Последних определено множество.

Мы охарактеризуем каждую из них, подробно остановившись на контрольной функции налогов и ФНС. Приведем ее описание, примеры.

Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина. Налог — это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций.

Цель такого сбора — обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.

При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч. Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные.

Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК. Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения — это налоговая система государства. Важно выделять и такие элементы налога, как:

  1. Порядки исчисления.
  2. Налоговые ставки.
  3. Налогоплательщики.
  4. Налоговые оклады.
  5. Источники налога.
  6. Сроки уплаты налогов.
  7. Объекты налогообложения.
  8. Порядки уплаты.
  9. Налоговые периоды.
  10. Налоговая база.
  11. Единицы налогообложения.
  12. Налоговые льготы.

Данные взносы в государственную казну — весьма распространенная категория.

Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:

  1. Аккордные и подоходные.
  2. Прямые и косвенные.
  3. Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.

Контрольная функция налогов — это лишь одна из составляющих.

Всего же их выделяется несколько:

  1. Фискальная.
  2. Контрольная функция налогов.
  3. Регулирующая.
  4. Социальная.

Теперь озвучим характеристику категорий из этого списка.

Разберем сущность контрольной функции налога.

Данная функция призвана создавать предпосылки для соблюдения пропорций стоимостей в процессе образования и дальнейшего распределения доходов различных экономических субъектов.

Именно благодаря ей удается четко оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового «пресса» на население.

Возможно выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику.

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать как своевременность, так и полноту поступления в госбюджет денежных средств. При сборе она также помогает отслеживать, сравнивать их величины. Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан.

Следить за их источниками дохода и расходами. Пример контрольной функции налогов: происходит оценка поступивших денежных сумм от физических лиц и организаций.

Затем — количественное сопоставление показателей по доходам с государственными потребностями в финансовых ресурсах.

В последующем на основании этих данных оценивается эффективность созданной налоговой системы, обеспечивается контроль за финансовыми потоками и различными видами деятельности граждан. Эта функция позволяет также выявить необходимость коррекции НК и бюджетной политики государства в целом. Зная, в чем состоит контрольная функция налогов, мы не станем ее отождествлять с налоговым контролем.

Его осуществляют как налоговые, так и таможенные органы, определенные подразделения внебюджетных фондов.

Задача всех этих ведомств — контролировать соблюдение налогового законодательства путем проведения различных форм налоговых проверок. Мы разобрали, в чем заключается контрольная функция налогов. Социальная является несколько отстраненной от нее, но в то же время тесно связанной с регулирующей и фискальной.

Она выражается через взимание поимущественного и подоходного налогов. В большем размере такие сборы уплачивает обеспеченная часть населения, чтобы эти деньги в виде социальных льгот поступили малоимущим гражданам.

Конкретные механизмы реализации данной социальной функции — страховые платежи.

Что же касается конкретно налога на доходы физических лиц, то тут существуют следующие перечни:

  1. Профессиональных налоговых вычетов.
  2. Доходов, которые не подлежат налогообложению.
  3. Налоговых стандартных вычетов.

Кроме этого, вводится и список доходов, в отношении которых действуют повышенные налоговые ставки.

Фискальная функция, можно сказать, истекает из самой природы налога. Она характерна для государств различного строя и различных эпох.

Именно при ее реализации формируются госресурсы и создаются необходимые материальные ресурсы, обеспечивающие существование государства. Основная задача при воплощении данной функции в жизнь — обеспечение устойчивой доходной статьи бюджетов всех уровней.

Рекомендуем прочесть:  Налоговые отчеты по упрощенке

Это самое широкое понятие из всех обозначенных в данной статье функций. Тут понимается не только обеспечение участия граждан в формировании бюджета, из которого финансируются общегосударственные потребности. Отметим, что реализация фискальной налоговой функции также имеет и ряд субъективных, объективных ограничений.

Если налоговые поступления недостаточны, а государственные расходы становится невозможным сократить, то приходится прибегать к иным формам привлечения доходов в казну.

По большей части, это внешние и внутренние государственные, местные, региональные займы.

Негативный момент — они способствуют накоплению государственного долга. Его обслуживание в дальнейшем за счет бюджетных средств часто приводит к усилению налогового бремени на население.

Это вызывает недовольства налогоплательщиков, ведет к спаду производства. Следствие — взятие новых государственных займов. В результате этого выстраивается финансовая пирамида, не бесконечная по своей сути.

В определенный момент она рушится, оборачиваясь крахом и для бюджета страны, и для накоплений граждан.

Примеров в истории не так уж и мало. Не менее чем контрольная функция налогов, важна и регулирующая. В современных антикризисных условиях в РФ она имеет особое значение. Это воплощение активного воздействия государства на социальную и экономическую жизнь. Во временном ключе эта функция связана с перераспределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, различными экономическими отраслями, государством и его территориальными образованиями.

Во временном ключе эта функция связана с перераспределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, различными экономическими отраслями, государством и его территориальными образованиями.

Главная ее задача — регулировать уровень дохода различных категорий населения. Это воплощается через систему налоговых сборов, льгот и платежей. Цель применения льгот — уменьшение налоговых обязательств конкретных групп граждан.

Тут выделяется следующее:

  1. Скидки. Это льготы, направленные на уменьшение налоговой базы.
  2. Налоговый кредит. Льгота, направленная на уменьшение окладных сумм или налоговых ставок.
  3. Изъятия. Льгота, направленная на выведение из-под налогообложения конкретных типов объектов.

Что касается налоговых кредитов, они могут принимать следующие формы:

  1. Понижение ставок налога.
  2. Налоговые каникулы — полное освобождение от уплаты налогов на конкретный промежуток времени.
  3. Сокращение окладных сумм.
  4. Отсрочка или рассрочка налогового платежа. Сюда входят и инвестиционные налоговые кредиты.
  5. Зачеты ранее внесенных налогов.
  6. Замена уплаты налога (или уплаты какой-то его части) натуральным выражением.
  7. Возврат уплаченного ранее налога — полный или частичный.

Эта функция направлена на регулирование финансовой и хозяйственной деятельности различных компаний и предприятий через систему налоговых платежей, которые аккумулируются государством и предназначаются для восстановления израсходованных ресурсов (по большей части природных), для их большего вовлечения в будущем в производство, для ускорения роста экономики. К регулирующим налогам, как правило, относят следующее:

  1. Налог на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов.
  2. Транспортный налог.
  3. Земельный налог.
  4. Лесной налог.
  5. Водный налог.
  6. Налог на получение права пользования объектами животного мира, водными биоресурсами.
  7. Налог на собственность.
  8. Налог на пользование недрами.
  9. Дорожный налог.
  10. Экологический налог.

Важно отметить, что регулирующая налоговая функция проявляет себя не только в сфере производства.

Также она действует через платежеспособность физических лиц.

Контрольная функция налогов состоит в том, чтобы оценивать эффективность налоговых каналов и в дальнейшем корректировать на этой базе соответствующее законодательство.

Но кроме этой и иных функций, выделяются и подфункции налогов. Они проистекают из регулирующей. Их три:

  1. Дестимулирующая.
  2. Воспроизводственная.
  3. Стимулирующая.

Разберем эти подкатегории детально.

Задача этой налоговой подфункции — поддержка развития различных экономических процессов. Реализация происходит через систему льгот и налоговых освобождений. Например, современная налоговая система РФ предоставляет целый набор преференций малым предприятиям, объединениям инвалидов, предпринимателям, занятым в сфере с/х, организациям, занимающимся благотворительностью и проч.

Как видно из названия, она обратна предыдущей, стимулирующей налоговой подфункции.

В чем тут суть? При помощи дестабилизирующей подфункции государство, наоборот, затормаживает некоторые экономические процессы. Главная задача такой налоговой подфункции — накапливать средства на восстановление общегосударственных ресурсов.

Примерами тут будут отчисления взносов на воспроизводство минерально-сырьевой базы, восстановление водных ресурсов страны и проч. В некоторых системах и классификациях, помимо контрольной, социальной (перераспределительной), регулирующей и фискальной, порой выделяется и поощрительная функция.

В ней выражается признание государством заслуг определенных категорий населения. В РФ это, к примеру, участники ВОВ, герои России, Советского Союза и др. По своей сути эта функция — приспосабливание налоговой системы под социальную политику государства.

Так, из налогооблагаемого дохода граждан делаются вычеты на содержание иждивенцев, несовершеннолетних детей, строительство и покупку жилья, осуществление благотворительной помощи. База налогообложения снижается и в связи с социальными расходами гражданина — покупкой медикаментов, платным обучением детей и проч.

Выше мы разобрали контрольную и иные формы функций налогов. Они иные в отношении налоговых органов.

Например, контрольные функции Федеральной налоговой службы РФ будут несколько другими, чем самого налога. Рассмотрим их спектр в отношении налоговых органов:

  1. Правоохранительная. Это выявление нарушений налогового законодательства, а также своевременное их пресечение. Например, введение различных штрафных санкций за задержку налогового платежа, нарушений в отчетной документации и проч.
  2. Консультационная (или информационная). У налоговых органов есть прямая обязанность информировать плательщиков по поводу правил уплаты налогов, норм и изменений НК.
  3. Фискальная. Обеспечение зачисления оплаченных гражданами и организациями сборов на счета ФНС своевременно и в полном объеме.
  4. Контрольная функция налоговых органов. Осуществление контроля за соблюдением НК, учет налогоплательщиков.

Перечислим и дополнительные контрольные функции налоговых органов:

  1. Контроль за производством и последующим оборотом этилового спирта, алкогольных и табачных продуктов.
  2. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в госказну налоговых платежей.
  3. Контроль за информированием налогоплательщиков.
  4. Контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции ФНС.

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать объем и полноту поступления данных платежей, анализировать качество налоговых каналов.

И на основе этих данных корректировать НК, бюджетную политику. Что касается контрольных функций ФНС, они отличны от функций собственно налогов. +2 созерцатель

  1. Активность: 91k

Дмитрий созерцатель

Основные функции налогов.

Анализ состояния социальных процессов в обществе

Как работает сервис Содержание Понятие функции налогов менялось на протяжении всего времени своего существования и претерпело существенные изменения.

Важно отметить, что и на сегодняшний день определение функций налогов, их содержание и количество у разных учёных в корне отличаются.

С момента появления налогов их ключевой функцией считается фискальная. Ещё в Древнем Риме говорилось о том, что фиск – это военная касса, которая предназначена для хранения денег к выдаче.

Чуть позднее с конца I в. до н.э. фиском стали называть частную казню императора, которая был под ведомством специальных чиновников, а наполнялась доходами из провинции. В IV в. н.э. фиском именовали единым общегосударственный центр Римской империи, куда отправлялись все доходы, налоги и сборы в том числе, также оттуда производились все государственные расчёты.

Так образовалось название и стал применяться термин для обозначения государственной казны. Фискальная функция имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все физические и юридические лица.

Её содержание заключается в образовании государственного фонда посредством изъятия части доходов организаций и граждан для материального обеспечения функций государства. Здесь подразумевается оборона страны, защита правопорядка, решение социальных, природоохранных и иных задач.

На начальных этапах формирования налогообложения фискальная функция была главной и по большому счёту единственной функцией налога. Это было во времена Древнего Рима. В Средние века были солидарны. Более того, мнения меркантилистов, а также А. Смита, Д. Риккардо и других представителей классической школы политэкономии было схожими.
Смита, Д. Риккардо и других представителей классической школы политэкономии было схожими. По мнению некоторых специалистов, фискальная функция налогов является единственной, другие полагают, что существуют и другие функции, которые представляют собой некие производные от фискальной.

Это объясняется тем, что именно при помощи фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, особенно это касается процесса перераспределения валового внутреннего продукта. В Древнем Риме говорилось ещё об одной очень важной функции налогов – регулирующей, также её называют стимулирующей и дестимулирующей. Эта функция проявлялась в переходе на денежную форму уплаты налогов, который в свою очередь сильно стимулировал развитие товарного производства и рынка.

Реализовывалась на практике эта функция посредством системы налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и т.п. Важное значение в её осуществлении имела и сама налоговая система.

Вводя и отменяя налоги, государство таким образом стимулировало развитие конкретных производств, регионов, отраслей. При этом могло контролировать развитие всех остальных. Налоги оказывают серьёзное влияние на уровень и структуру совокупного спроса, таким способом воздействуя на его развитие или сдерживание производства.

Уровень налогов определяет соотношение между издержками производства и ценой продажи. Посредством налогового регулирования отплаты труда осуществляется влияние налогов на совокупный спрос. Зачастую государство прибегает к использованию протекционистских мероприятий, которые служат для поддержания отечественных производителей.

Суть их состоит в высоких импортных и низких экспортных таможенных пошлинах. На I этапе развития налоговой системы и даже на протяжении практически всего II этапа не было никаких предпосылок, чтобы широко использовать налоги в других целях, кроме фискальной. Но в эпоху меркантилизма были предприняты некоторые шаги в направлении применения налогов как регулирующего средства.

Первоочерёдно это проявилось в проведении жёсткой протекционистской политики и во введении соответствующих таможенных пошлин. В XVII в. во Франции правительство Ж.

Б. Кольбера говорило о распространении налоговых привилегий для отраслей промышленности, развитие которых было стратегически важным для государства.

Оно всячески стимулировало увеличение объёмов вывозимых промышленных товаров, при этом накладывало усиленные меры налогообложения на предметы роскоши. Стимулированием роста народонаселения в XVII–XVIII вв. правительство также занималось посредством системы налогообложения.

В Англии в 1758 г. государство ввело налог на холостяков, согласно которому мужчины, достигшие 25-летнего возраста не состоящие в законном браке, обязаны платить налог в размере 5 шиллингов, если их имущество достигало 100 фунтов стерлингов и 20 шиллингов, если достигало 300 фунтов стерлингов. Этот же налог касался и бездетных вдовцов. Наиболее яркое применение налогов для стимулирования рождаемости было характерно Франции и Испании того времени.

В последней полностью от уплаты налогов освобождались семьи, которые имеют шестерых и более детей. Более того, для привлечения иностранных ремесленников, купцов и земледельцев многие страны использовали привлекательные налоговые льготы. Среди таких стран Испания, Россия, Пруссия. Именно меркантилисты обратили внимание на то, что налоги оказывают стимулирующее действие на труд.

Именно меркантилисты обратили внимание на то, что налоги оказывают стимулирующее действие на труд.

Они смогли сделать определ1нные выводы относительно влияния налогов на потребление. С ходом времени голландские и английские экономисты XVII–XVIII вв.

заговорили о влиянии налогов и на производство.

Д. Мак-Куллох возражал мнению А. Смита о негативном влиянии вызванных войной налогов на благополучное развитие страны.

Он сформулировал положение о стимулирующем воздействии налогов на производство: «Постоянно возрастающее давление налогов во время войны, начиная с 1793 г., дало стимул прилежанию, предприимчивости, изобретательности и возбудило дух экономики. Если бы налоги были менее тягостны, они не имели бы такого эффекта». Однако обосновать полностью регулирующую функцию налогов смогли только на III этапе развития налоговой системы.

Это обоснование принадлежит учёным маржиналистской, немецкой, американской школ.

В начале XX в. в финансовой науке было признано существование регулирующей функции налогов. Более того, её стали считать одной из важнейших функций.

«Налоги могут служить орудием экономической политики наряду с другими средствами – активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, синдикатов, трестов»

.

Середина XX в. была ознаменована тем, что произошёл научный прорыв в экономической науке – были разработаны научные методы регулирования экономики при помощи налогов. Главную роль в этом сыграл Дж.

М. Кейнс английский экономист. Согласно его теории, именно налоги представляют собой основной рычаг государственного регулирования рыночной экономики.

Его теория предполагает необходимость создания эффективного спроса в качестве условий для обеспечения реализации произведённой продукции с помощью влияния государства.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут! Описать задание Дж. М. Кейнс выступал за то, что кредитно-денежная и бюджетная политика страны должна способствовать притоку инвестиций, и естественно это должно происходит при помощи соответствующей системе налогообложения.

Ключевая идея положений теории Дж. М. Кейнса – зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений населения только в условиях полной занятости.

Если это отсутствует, то большие сбережения препятствуют экономическому росту, поскольку это является пассивным источником доходов, не вкладывается в производство.

Нужно производить изъятие посредством налогов доходов, помещённых в сбережения, а также финансирование за счёт этих средств инвестиций. Следуя теории Дж. М. Кейнса, важно понимать, что налоги действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Безусловно, налоги должны быть высокими и прогрессивными.

В таком случае они действуют как «встроенный стабилизатор». При экономическом подъёме облагаемые доходы растут медленными темпами, нежели налоговые доходы. Обратная ситуация складывается во время кризиса, когда налог уменьшается быстрее, чем падают доходы.

Всё это позволяет достичь относительной социальной стабильности в обществе. Исходя из всего этого можно сказать, что налоговые поступления зависят в полной мере от величины ставок налогов, а также от изменения величины доходов, которые облагаются по прогрессивной шкале. Колебания величин в данном случае происходит автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, нежели в уровне доходов.

Ещё одной важной функцией налогов является распределительная. Она тесно связана с фискальной и регулирующей функциями. Её сущность состоит в том, что при помощи налогов через бюджет и внебюджетные государственные фонды государство занимается перераспределением финансовых ресурсов из производительной сферы в социальную, а также занимается финансированием крупных целевых программ, которые имеют общегосударственное и общественное значение, а также фундаментальную науку.

Распределительная функция ярко выражается в сочетании налоговой системы прямых и косвенных налогов, цель у которых представлена в виде создания устойчивого уровня налоговых поступлений, а также вместе с тем увеличивает зависимость уплачиваемых налогоплательщиками платежей от эффективности их деятельности. Существует важный момент, который с позиции реализации распределительной функции представлен как направление финансовых ресурсов в инвестирование в наиболее привлекательные капиталоёмкие секторы экономики с длительными периодами окупаемости затрат.

Иными словами, имеется в виду переложение повышенных рисков на государство с экономических субъектов. Когда устанавливается система сбора налогов с физических лиц, со стороны государства осуществляется перераспределение доходов своих граждан посредством направления части финансовых ресурсов более обеспеченной части населения на поддержание финансовой активности малообеспеченных слоёв населения. Именно это перераспределение даёт возможность обеспечить социальную стабильность в стране.

Зачастую распределительную функцию часто называют социальной именно по той причине, что от неё во многом зависит социальная стабильность всего общества.

I и II этапы развития налоговой системы показали конкретные примеры того, как предпринимались попытки реализации распределительной функции.

Во времена Древнего Рима император Август в 6 г. н.э. ввёл налог на наследство по ставке 5%. Налог обязаны были оплачивать все граждане Рима.

Все доходы с этого налога направлялись на пенсионное обеспечение профессиональных воинов-легионеров. В Средние века также были примеры попыток решать посредством доходов социальные задачи общества.

В XVI в. В Англии ввели налог на бедных. Цель этого налога состояла в сборе общиной средств на содержание неимущих. Логичнее назвать этот налог для бедных, поскольку уплачивали его состоятельные люди для бедных.

Во Франции в XVII в. правительство Кольбера ввело налог на роскошь, который в последствие появился и в других странах.

Финансовая наука смогла теоретически обосновать распределительную функцию в XIX в. Работы нескольких учёных были направлены как раз на изучение этого вопроса.

Учёные новой исторической школы таким как, А.

Вагнер, Э. Селигмен и другие посвятили некоторые своих труды распределительной функции налогов.

Объяснялись способы практической реализации данной функции, прежде всего посредством введения подоходного налога, применение прогрессивной шкалы обложения, не облагаемого налогом минимума, предоставление льгот.

Сегодня все развитые страны мира в налоговой политике применяют распределительную функцию.

Жаль, что в современной России данная функция снижена. Между контрольной фискальной и распределительной функцией существует тесная связь. Эта функция стала формироваться в ходе развития практики налогообложения, создания соответствующего аппарата сбора налогов.

Проявление контрольной функции состоит в проверке эффективности хозяйствования, с одной точки зрения, и в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства – с другой. Развитая контрольная функция даёт возможность осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступлений в бюджет.

Вместе с тем эффективная реализация контрольной функции мешает уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики. Если в государственном бюджете не хватает средств – это сигнал о несовершенстве налоговой системы и необходимости внести некоторые изменения в неё. Информация о сборе налогов наиболее достоверно рассказывает о состоянии экономики государства и уровне доходов населения.

Эффективно реализовывать данную функцию налогов помогают правильные управленческие решения в основных сферах жизни: экономической, социальной и политической. Некоторые признаки проявления контрольной функции можно наблюдать уже на I этапе развития налоговой системы. Однако только на III этапе развитие налогового администрирования, финансовой статистики, информационных технологий дало возможность в полной мере реализовать эту функцию в развитых странах в полной мере.

Внешняя политика и внешнеэкономическая функция налогов связаны между собой.

Суть её представлена в особых режимах налогообложения для предприятий определённых стран, а также во внешней торговле.

Для этих целей служит таможенная система и не только она.

Во времена образования Руси в 884 г. князь Олег победил днепровских северян и потребовал с них небольшую дань. Скромный размер дани был предусмотрен не случайно, поскольку северяне, которые до этого платили дань хазарам, не стали сильно сопротивляться дружине Олега и отдали то, что с них потребовали.

После этого уже радимичи, которые жили по соседству с северянами стали добровольно уплачивать налог Олегу, чтобы он защитил их от хазар, причём размер дани уменьшился ещё в два раза. Самым ярким примером внешнеэкономической функции налогов можно назвать правительственное Соглашение между РФ и РБ о взимании косвенных налогов на добавленную стоимость и акцизов. Данное соглашение вступило в силу 01.01.2005 г.

и действует по принципу «страны назначения». Из всего вышесказанного следует, что в процессе развития налоговой системы и финансовой науки были выделены пять ключевых функций:

  1. Фискальная.
  2. Внешнеэкономическая.
  3. Распределительная.
  4. Регулирующая.
  5. Контрольная.

Экономическая реформа 1990-х гг. серьёзно пошатнула условия жизни большинства населения страны из-за того, что лишь небольшое количество лиц присвоило основную массу государственной собственности.

Реформа стала причиной масштабного расслоения населения по уровню доходов, одновременно с тем этот процесс не останавливается до сих пор. Касательно динамики распределения денежных доходов по пяти 20%-м группам населения, можно сказать следующее. Представители первой группы получили наименьшие доходы в 2000 г.

5,8 %, в 2010 г. – 5,2%. В пятой группе с наиболее высокими доходами представители получили 45,8 и 47,7 % доходов.

Ситуация значительно ухудшается, если учесть не 20%-е, а 10%-е группы населения.

Расслоение общества способствовало резкое уменьшение общественных фондов потребления.

Были ликвидированы пионерские лагеря, многие детские сады.

Одновременно с тем внедряется платная медицина, образование и т.п. Сократить социальное неравенство можно только посредством целенаправленной политикой, в том числе и со стороны налоговой системы.

Очевидно, что стоит отменить не оправдавшие себя страховые взносы и вернуться к социальному налогу, при этом передав его администрирование ФНС РФ.

Реформировать налог на доходы с физических лиц можно при помощи Закона о соответствии крупных расходов доходам и ввести политику расширения социальных налоговых льгот по данному налогу. Также усовершенствования требует налог на имущество физических лиц. Он должен выполнять функцию налога на роскошь.

Это касается и земельного и транспортного налога в отношении физических лиц.

Возможно стоит вернуть налог на имущество, которое переходит по наследству или в порядке дарения.

В качестве мер также усматривается упрощение и снижение налоговых вычетов с малого бизнеса. Относительно налогов для крупного бизнеса, то в их отношении должна быть усилена регулирующая функция. Имеется в виду усиление налогов на прибыль организаций и на добавленную стоимость, а также стимулирование развития реального сектора экономики на инновационной основе, создание новых рабочих мест, что напрямую и косвенно влияет на социальный климат в стране.

Область налогового администрирования также требует изменений.