На какой срок выбирают губернатора в россии

Закон о сроках пребывания губернаторов на своем посту подписан Путиным


, , 18:30 — REGNUM Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон, запрещающий губернаторам субъектов Федерации занимать свой пост более двух сроков подряд. Закон опубликован во вторник, 30 июня, на официальном портале правовой информации.Уточняется, что отсчет сроков начинается с 2012 года — с момента возвращения губернаторских выборов, до этого времени все сроки обнуляются. В новом законе прописано, что глава субъекта Российской Федерации не может назначаться на срок более пяти лет, при этом число таких сроков не может быть более двух. Таким образом устанавливается предельный срок полномочий губернаторов — не более 10 лет подряд.Регулярные выборы глав субъектов Федерации проходили в России с 1996 года.

В сентябре 2004 года президент России Владимир Путин выступил с инициативой изменения порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации, предложив утверждать их в должности решениями законодательных органов по предложению президента. Соответствующий законопроект был разработан и принят в декабре 2004 года.В апреле 2012 года по инициативе президента России Дмитрия Медведева был принят федеральный закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов.2 апреля 2013 года по инициативе преемника Медведева — президента Владимира Путина, в закон были внесены поправки, дающие субъектам федерации право заменить всенародные выборы своих глав голосованием в парламенте по нескольким кандидатурам.

При этом прямо говорилось, принятие таких поправок вызвано решением Кремля не допустить прямых выборов в шести республиках Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня).

Полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин также высказался за то, что выборы глав всех северо-кавказских республик должны проходить через парламент.В итоге в остальных субъектах РФ ранее назначенные губернаторы стали уходить в отставку и назначаться президентом исполняющими обязанности главы субъекта РФ, для того чтобы выставить свою кандидатуру на выборах и получить мандат от граждан.

Полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин также высказался за то, что выборы глав всех северо-кавказских республик должны проходить через парламент.В итоге в остальных субъектах РФ ранее назначенные губернаторы стали уходить в отставку и назначаться президентом исполняющими обязанности главы субъекта РФ, для того чтобы выставить свою кандидатуру на выборах и получить мандат от граждан.

Эксперты рассказали о последних и будущих отставках глав регионов РФ

«У центра есть зуб на ряд регионов»: стоит ли ждать новых губернаторских отставок 10.04.2021, 17:08 Прослушать новость Остановить прослушивание Россия столкнулась с серией досрочных отставок глав трех регионов. В течение трех дней свои посты покинули глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол, губернатор Ульяновской области и глава Республики Северная Осетия — Алания .

Все руководители регионов сложили свои полномочия по собственному желанию, что соответствующими указами одобрил президент России .

Реклама В этих регионах уже был назначены временные заместители ушедших руководителей. В Туве этот пост занял бывший мэр Кызыла и глава «Тываэнергосбыта» Владислав Ховалыг, исполняющим обязанности губернатора Ульяновской области стал сенатор от Московской области, член , а в Северной Осетии врио главы региона назначен полпред президента в Сибирском федеральном округе .

При этом с учетом отставки губернатора Пензенской области , снятого с должности по причине утраты доверия и находящегося под стражей в рамках уголовного дела о превышении должностных полномочий, можно сказать, что с конца марта ротация глав произошла сразу в четырех регионах России. Врио губернатора Пензенской области, по указу президента, стал председатель комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера .

Он, как и его коллеги из других регионов, объявил о готовности участвовать в выборах, которые должны пройти осенью текущего года. Аналитики ждали отставок во всех этих регионах, за исключением Пензенской области, где, можно сказать, сложилась «нештатная ситуация».

Соответствующий прогноз давался в мартовском докладе об устойчивости губернаторов «Политбюро 2.0», подготовленным «Минченко консалтинг». Его авторы указывали на низкие показатели глав Тувы, Северной Осетии и губернатора Ульяновской области. В том же докладе говорится, что в зоне риска досрочной отставки находится руководитель Владимирской области Владимир Синягин, глава Республики Алтай Олег Хороходин и глава Хакасии Валентин Коновалов.

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты сходятся на том, что продолжение отставок ряда губернаторов — вполне реальный сценарий. Так, директор Международного института политической экспертизы отметил, что по драматургии было бы логично закончить вопрос с оппозиционными губернаторами и Сипягиным, тем более что в Ульяновской области назначили представителя КПРФ. «В природе, как говорится, в одном месте прибыло, а в другом месте убыло.

К тому же Ульяновская область тут интереснее с экономической точки зрения, чем та же Хакасия.

Я думаю, Алтай выкарабкается, по нему сильно ударили уголовные дела в отношении региональных министров, но, вероятно, он сможет выправить ситуацию», — указал эксперт.

Доцент факультета прикладной политологии и эксперт добавил, что любые ротации губернаторов должны закончиться до мая.

«Отставки губернаторов еще будут, так как у центра есть зуб на ряд регионов, в частности, это касается Хакасии. На предстоящие выборы возможный уход отдельных глав регионов никак не повлияет. Единственное, в регионах, где произойдет смена губернаторов, процент партии власти может быть немного ниже», — отметил эксперт.

При этом президент фонда «Петербургская политика» уверен, что федеральные власти все еще не приняли решение по некоторым главам регионов, срок которых истекает осенью.

«Самый яркий пример — это губернатор Тульской области .

Но здесь речь об отставке может идти из соображений некоего развития его карьеры.

Также вопросы могут возникать по Хакасии, поскольку коммунисты получили Ульяновскую область — непонятно в обмен на Хакасию или нет. Однако отставки губернаторов — это все же не самый предсказуемый процесс», — подчеркнул эксперт. При этом специалисты придерживаются несколько различных точек зрения касательно того, как ротации губернаторов в преддверии голосования могут повлиять на сами выборы в тех или иных регионах.

По мнению Евгения Минченко, все будет зависеть от эффекта «медового месяца».

«Тут главный вопрос в том, удастся ли быстро сформировать эффект «медового месяца»

от новых глав и удержать его до дня голосования. Задача достаточно сложная, потому что до выборов еще полгода», — отметил эксперт.

В то же время Михаил Виноградов считает, что перестановки в той же Северной Осетии можно назвать достаточно слабым ходом, хотя региону в целом не везет с руководством в последнее время.

«Назначения принимают несколько хаотический характер.

Скорее всего, федеральной власти пока нет какого-то представления о развитии Северной Осетии. По Ульяновской области же наблюдается желание сбросить некую усталость от предыдущих руководителей, а также не допустить дихотомии «Единой России» и КПРФ.

То есть, наверное, это облегчает задачу избрания нового главы», — пояснил эксперт.

С точки зрения Виноградова, другое дело — вопрос о том, насколько выборы вообще значимый процесс.

Он напомнил, что в Пензенской области вскоре после ареста губернатора сразу начались попытки опротестовать итоги недавних выборов по отдельным округам.

«То есть вопрос, насколько выборы действительно значимы и дают ли какое-то административное усиление, остается. А так исход голосования будет зависеть не столько от персон — хотя фактор усталости сказывается — сколько от общей температуры общественного мнения к осени, которая пока не очень понятна», — указал эксперт. Уже состоявшиеся отставки глав Тувы, Северной Осетии и Ульяновской области за три дня специалисты также объясняют по-разному.

Так, Александр Кынев уверен, что основная цель ухода ульяновского губернатора — избежать поражения на выборах главы региона.

«Соответственно заведомо назначается представитель КПРФ, более удобный чем возможный участник конкурентных выборов . Таким образом власть себя страхует от ожидаемого поражения, то есть они сами назначили главу-коммуниста и теперь уже выборы не проиграют. Что касается Тувы и Северной Осетии, то тут речь идет скорее о локальных конфликтах и генерировании негативного информационного фона.

Что касается Тувы и Северной Осетии, то тут речь идет скорее о локальных конфликтах и генерировании негативного информационного фона. Кара-оол был слишком специфичен, а Битаров представлял бизнес-группу, то есть они не были типичными губернаторами для современной России», — отметил эксперт. В то же время Михаил Виноградов назвал уход сразу трех руководителей регионов плановым решением, так как у каждого к осени заканчивался срок.

По его словам, тут в любом случае надо было выбирать, выдвигать их снова или нет. «То есть, по сути, это не досрочные отставки, они связаны с завершением текущего срока полномочий глав регионов. Поэтому пока какого-то шока или сенсации нет, по всем этим губернаторам так или иначе возникали вопросы, они считались более слабыми», — добавил эксперт.

При этом Евгений Минченко выделил, что все три руководителя региона находились в «красной зоне» по рейтингу политической устойчивости губернаторов. «Их отставки вызваны низким рейтингом, высоким антирейтингом и проблемой с политическим менеджментом. Вероятно, осенью им дали установку на исправление рейтингов и загрузку информационно-политического блока, но ни у одного из троих этого не получилось», — резюмировал эксперт.

close Владимир Федоренко/РИА «Новости» Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку Найдена ошибка?

Закрыть Спасибо за ваше сообщение, мы скоро все поправим. Продолжить чтение

Прямая речь

от 11.09.2017, 18:09 Элла Памфилова, председатель Центральной избирательной комиссии РФ: Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ — Преимущество прямых выборов заключается в том, что в этом случае в высшей степени осуществляется принцип народовластия. Будущий губернатор в высшей степени зависит от мнения тех людей, которые живут в этом регионе, он должен считаться с этим мнением, должна быть обратная связь.

Губернаторы, планирующие избираться на следующий срок, должны работать так, чтобы вызывать у людей доверие. Прямые выборы с точки зрения демократических принципов выглядят предпочтительнее. Это прямое народовластие. Оценка президентом деятельности губернатора на основе мнения избирателей более объективна, чем на основе мнения политологов, чиновников,— они руководствуются разными интересами.

Главная задача теперь — проводить выборы так, чтобы они адекватно отражали результаты.

Игорь Минтусов, член правления Российской ассоциации политических консультантов, вице-президент Европейской ассоциации политических консультантов: Фото: Валерий Левитин / РИА Новости — Я бы процитировал премьер-министра Дмитрия Медведева, который в 2009 году, будучи президентом, сказал, что свобода лучше, чем несвобода. Я бы так же бесхитростно высказался о том, что прямые выборы лучше, чем назначения. Почему? А потому. Прямая демократия лучше, чем просто демократия, а просто демократия лучше, чем ее отсутствие.

Если президент хочет назначать губернатора, на что формально он может иметь право, то нужно менять законодательство.

Но когда де-факто губернаторов выбирает президент, а де-юре — народ в ходе прямых выборов, это плохо. Если народ выбирает губернатора, то он и несет за него ответственность, если президент — то и ответственность лежит на нем. К слову, я хорошо помню, когда прямые выборы губернаторов были заменены на назначения: один из аргументов (смехотворных) заключался в том, что не всегда народ выбирает правильно — кого-то из выбранных посадили, кто-то был алкоголиком и так далее.

Но если посмотреть статистику из тех губернаторов, которые попали под суд за коррупцию и другие должностные преступления, больше будет все-таки тех, кого назначали президенты. Народ делает меньше «ошибок», чем отдельно взятый человек.

Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга: Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ — Не изменилось ничего, и это четко показывает пример Свердловской области.

У нас вчера не было выборов губернатора. У нас состоялось переназначение назначенца, но это было обставлено для жителей как выборы.

Случилось то, что случилось, иллюзий не было ни у кого: нагнали бюджетников, провели лотереи, что, с моей точки зрения, является прямым подкупом избирателей, и назначенец был выбран. Все закончилось, но только не жизнь, а что будет происходить дальше — посмотрим, надо дальше жить и работать.

Виктор Кресс, зампред комитета Совета федерации по науке, образованию и культуре, с 1991 по 2012 год глава администрации—губернатор Томской области: Фото: Андрей Синичкин, Коммерсантъ — За двадцать с половиной лет работы губернатором я дважды был назначен и трижды избран, и в прямых выборах могу выделить два положительных аспекта.

Во-первых, можно более легитимно и открыто отстаивать интересы региона в федеральном центре, особенно перед чиновниками третьего и четвертого уровня, с которыми постоянно приходится работать,— руководителями департаментов, заместителями министров. Во-вторых, появляется больше ответственности перед жителями региона, в котором ты работаешь.

Если люди за тебя голосуют, значит, возлагают на тебя надежду.

Мы готовим программу, излагаем ее, нас выбирают. Если программа выполнена, то изберут на следующий срок, если нет — то не выберут. Оценка качества работы в этом плане лучше.

А минусов как таковых я не наблюдаю.

Многие, конечно, могут голосовать наобум. Но те, кто интересуется политической жизнью, изберут кандидата с полной ответственностью. А те, кто руководствуется только эмоциями, конечно, не смогут, скорее всего, принять правильное решение.

Владимир Рыжков, председатель движения «Выбор России»: Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ — Изменилась только формальная, юридическая сторона дела. Когда губернаторы назначались президентом, это было прямым нарушением Конституции, в которой указано, что субъекты федерации сами формируют свои органы власти.

Возврат к прямым выборам был юридически правилен, но с политической составляющей изменений не произошло.

Губернаторы как назначались, так и продолжают назначаться. За прошедшие пять лет не было ни одного случая, чтобы кандидат, одобренный Владимиром Путиным, не победил. Это такой российский феномен стопроцентного результата, главным механизмом которого является муниципальный фильтр. Он придуман таким образом, что нежелательный кандидат никогда не сможет собрать требуемое количество голосов в свою поддержку.

Он придуман таким образом, что нежелательный кандидат никогда не сможет собрать требуемое количество голосов в свою поддержку. С этим столкнулся Навальный в 2013 году на выборах мэра Москвы, который наверняка бы не прошел регистрацию, если бы не подаренные «Единой Россией» почти половина подписей, на эти вилы напоролся Евгений Ройзман сейчас на выборах губернатора Свердловской области. Как работает муниципальный фильтр: сначала Кремль выбирает того, кто должен победить, потом президент встречается с ним под телекамеры и говорит про выдвижение на выборы, затем через муниципальный фильтр блокируется сильный соперник и пропускаются соперники заведомо слабые, но обеспечивающие легитимность выборов.

И все происходит под контролем Кремля, который добивается избрания нужного ему человека. Дмитрий Орешкин, политолог и политический географ: Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ — Изменилась экономическая и функциональная зависимость глав регионов от центра. Все деньги — в федеральном центре, у губернаторов резко сузилась зона ответственности, они стали менее самостоятельными.

Назначенцами и наместниками они как были, так и остались. Живо только воспоминание о таком понятии, как региональный тяжеловес. Шаймиев, Лужков, Россель ушли в прошлое, и единственный, кто сейчас может вести самостоятельную политику, это Рамзан Кадыров.

Все остальные управленцы — это «никто, и звать их никак», но, конечно, их изберут, потому что они часть вертикали и верхушка контролирует процесс. Вся эта модель может развалиться только тогда, когда из стенки вынут гвоздь, на котором висит эта вертикаль.

Раньше или позже это произойдет, но меня пугает, что отсутствует институциональная основа, все замкнуто на одного человека.

Обеднение легальной, законной институционально базы отношений между региональными начальниками и центром, похоже, будет долгим, но весь ужас в том, что когда исчезает человек, который все это скрепляет, создается вакуум, который может принести большие беды стране. Константин Титов, в 1991–2007 годах губернатор Самарской области: Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ — С теми законами, которые сейчас действуют в Российской Федерации, на практике мало что изменилось.

Кандидатуры назначаются, у «Единой России» в раках сильное оружие — муниципальный фильтр.

Подобные вещи мало что меняют в выборах. Но тем не менее хоть какая-то доля конкуренции появилась.

Выборы — это всегда хорошо, а если еще есть конкуренция — то это просто здорово.

Если партия поддерживает кандидата, то должна понимать: ей нужно доверие народа. Сейчас идут разговоры об отмене муниципального фильтра, и, мне кажется, это уже пора сделать.

Повысилась конкуренция, повысилась ответственность перед президентом и народом. После возвращения выборов можно сказать, что мы движемся вперед к демократическому формированию власти.

Да и явка на выборах зависит от высокой конкуренции.

Борис Макаренко, председатель правления Центра политических технологий: Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ — Я рад, что в целом ряде регионов возвращены прямые выборы губернаторов. Надеюсь, их больше никогда не отменят. Но моя радость по этому поводу «умеренная». Уровень конкуренции на губернаторских выборах остается крайне низким, президент фактически назначает своих фаворитов.

Уровень конкуренции на губернаторских выборах остается крайне низким, президент фактически назначает своих фаворитов. Давайте вспомним многочисленные случаи, когда действующие губернаторы досрочно уходили в отставку, после чего выигрывали выборы и возвращались в свои кресла. Муниципальный фильтр создает необходимые условия для того, чтобы главы регионов сами подбирали себе оппонентов.

Исключением можно считать московские выборы 2013 года, когда между кандидатами развернулась реальная политическая конкуренция. Но это, повторюсь, исключение. Кроме того, есть ряд регионов, в которых действует старое правило — главы назначаются.

Борис Надеждин, президент Института региональных проектов: Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ — Теперь для действующих губернаторов, участвующих в выборах, главным становится мнение людей об их работе, а не мнение кремлевского начальства.

  1. подписка подписка

Главные события дня в рассылке «Ъ» на

В России вступает в силу закон о выборах губернатора

Избирательный бюллетень Фото: Смотров Михаил Новый закон о губернаторских выборах в России вступает в силу с 1 июня 2012 года.

На должность губернатора могут претендовать кандидаты в возрасте более 30 лет, не имеющие судимостей за тяжкие и особо тяжкие преступления. 946 Срок полномочий ограничивается пятью годами и двумя сроками подряд.

Выборы губернатора будут проходить в два тура. Партии выдвинут своих кандидатов.

Самовыдвиженцы смогут участвовать в выборах, если заручатся поддержкой избирателей и соберут от 0,5% до 2% подписей избирателей для регистрации.

Отставку губернатора может инициировать президент — в случае выявления фактов коррупции, неурегулирования конфликта интересов, нарушения федерального или регионального законодательства.

Кроме того, отставки главы региона могут потребовать сами граждане. Для этого необходима поддержка не менее 25% избирателей.

Закон вступает в силу 1 июня 2012 года.

Первые выборы по новому законодательству состоятся уже в октябре. / О возвращении прямых выборов губернаторов представители действующей власти заговорили сразу после первых крупных митингов оппозиции в декабре 2011 года. Наблюдатели полагают, что в тот период Кремль, испугавшись протестного движения, всерьез рассматривал вариант возвращения полноценных выборов.

Ситуация изменилась к весне, когда стало понятно, что митинги оппозиции продолжаются, но если не исполнять их требований, то ничего страшного не происходит. Поэтому законопроект о выборах, по словам политологов, стали «заигрывать».

Во-первых, закон предполагает не вполне прямые выборы: в большинстве регионов самовыдвиженцы не могут в них участвовать, также созданы два фильтра-барьера на пути кандидатов: муниципальный (необходимость собирать подписи местных депутатов для выдвижения) и президентский (право главы государства провести консультации с кандидатами и выдать выдвинувшим их партиям свои рекомендации). 178 Наиболее серьезными препятствиями на пути потенциального кандидата наблюдатели считают первые два пункта. Запрет на участие самовыдвиженцев создает ситуацию, при которой действующей власти для сохранения стабильности в регионе достаточно контролировать системную оппозицию, что ей чаще всего удается.

Еще большим препятствием представляется необходимость собирать подписи муниципальных депутатов, потому что на тех, во-первых, тоже можно «надавить» сверху, а во-вторых, они могут начать предвыборную торговлю по собственной инициативе. / Во-вторых, в промежутке с декабря по май Кремль поменял губернаторов во всех регионах, которые представляются действующей власти наиболее значимыми, где вскоре должны были бы пройти выборы и где действующие главы регионов имели мало шансов на переизбрание.

Другой мотивировкой смены двадцати губернаторов за пять месяцев были низкие результаты «Единой России» на парламентских выборах и Владимира Путина на президентских. Способность обеспечить хорошие показатели на выборах — это тот критерий, который занимает Кремль больше всего.

Таким образом, закон о губернаторских выборах действительно принят, как и обещал в декабре 2011 года тогдашний президент Дмитрий Медведев.

Но закон этот, как говорят политологи, неполноценный (как говорит оппозиция — жульнический).

Такое сочетание, по мнению наблюдателей, наилучшим образом отражает сущность действующей власти. С одной стороны, демократические процедуры и вообще необходимый политес не отменяются напрямую. С другой стороны, они так забюрократизированы и усложнены, что называть это реформой невозможно.

По аналогичной схеме принят и другой закон, обещанный Медведевым после зимних митингов оппозиции – о регистрации политических партий. / Ближайшие выборы пройдут в октябре этого года.

Предполагается, что выбирать губернаторов будут в четырех регионах. Действующая власть рассчитывает на сохранение статус-кво – что, собственно, в данный исторический период является вообще ее главной задачей. В зависимости от региона будет использован механизм выдвижения прежнего губернатора, если он популярен – или нового, если нет.

В свою очередь оппозиция намерена сделать ставку на консолидацию сил, выдвижение единого кандидата или как минимум отсутствие борьбы между собой. Но у действующей власти немало механизмов давления на системную оппозицию. Кто одержит победу в том или ином регионе, будет зависеть, с одной стороны, от единства оппозиции, и с другой стороны, от продавливающих и раскалывающих действий власти.

Видео: Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Процедура выборов губернаторов в России

Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами России, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляется со дня его вступления в должность.

Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) может быть избран гражданин России, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидаты на указанную должность выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина.

Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта РФ.

Гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и отрешенный от этой должности президентом РФ, в течение двух лет не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте Российской Федерации. Гражданин России, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия президента России может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица, если они назначены в связи с досрочным прекращением полномочий на основании отставки по собственному желанию.

Президент России по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами. Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5% до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ.

Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения.

Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована.

Отзыв подписи не допускается. Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ.Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

Предвыборная агитация проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Правом голосовать на выборах обладают граждане России, достигшие на день голосования возраста 18 лет. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законом может быть предусмотрено, что избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Также подача заявлений о включении в список избирателей на другом участке возможна в рамках механизма «мобильный избиратель». Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом.

Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов.

О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования — в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень.

Фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, — по предъявлении также открепительного удостоверения. Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.

Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

На выборах высшего должностного лица субъекта РФ избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта РФ, назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей. Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место передается следующему по числу полученных голосов кандидату. Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре.

При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, автономного округа, входящего в состав области, может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта, автономного округа, входящего в состав области, избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, либо соответственно депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа, входящего в состав области. Порядок избрания устанавливается местным законодательством.

При вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта РФ приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта РФ.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Кто из действующих губернаторов обходил ограничения по числу сроков пребывания в должности

от 18.03.2020, 11:12 Конституционный суд в понедельник соответствующими Основному закону поправки, одна из которых позволит Владимиру Путину баллотироваться на следующих президентских выборах на новый, уже пятый по счету срок, хотя в целом Конституция теперь еще строже ограничивает двумя допустимое число сроков пребывания в должности главы государства.

Для глав российских регионов такие «обнуления» — прием не новый. Дважды — в 1999 и в 2015 годах — российский законодатель запрещал губернаторам избираться более чем на два срока подряд. И оба раза губернаторы находили возможность обойти запрет.

“Ъ” вспоминает, кто из глав российских регионов благодаря корректировкам законодательства работает в должности «более двух раз подряд». Начинай сначала Главы регионов в России избирались прямым голосованием в период с 1993 по 2005 год. Впервые норма, согласно которой глава субъекта мог избираться на срок не более пяти лет и не более двух раз подряд, была введена законом 1999 года

«Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов РФ»

.

Ограничение на количество губернаторских сроков должно было обезопасить регионы от несменяемости их руководителей и узурпации власти. Позже эта норма была отменена, а затем введена снова. Первое «обнуление» губернаторских сроков произошло в июне 2003 года.

Принятые тогда изменения гласили, что если законодательство до принятия закона 1999 года не ограничивало число сроков избрания главы региона, то первым будет тот срок, на который губернатор избрался после вступления поправки в силу.

Тогда группа депутатов Госдумы попытались оспорить эти изменения в КС, но суд нарушений не увидел.

Так, в декабре 2003-го Юрий Лужков смог избраться на третий срок. Фото: Валерий Мельников, Коммерсантъ В 2004 году прямые выборы глав регионов были отменены, по представлению президента их стали утверждать региональные парламенты.

При этом избранные губернаторы продолжили работать. Более того, у них появилась возможность остаться на своем посту и после истечения сроков их полномочий, поставив перед президентом вопрос о доверии и досрочной отставке. В большинстве случаев президент в доверии не отказывал и переназначал таких губернаторов на новые сроки.

Именно так в 2007 году был переназначен на свой пост губернатор Московской области Борис Громов. Это произошло за год до окончания его второго срока.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ В 2012 году выборность губернаторов была восстановлена. А в 2015 году в закон снова были внесены поправки, подобные принятым в 2003 году, только теперь точкой отсчета для новых первых губернаторских сроков стал 2012 год. Эра патриархов Сейчас большинство российских губернаторов работают, не превышая лимит в два срока, но есть и исключения.

Рекордсмен по количеству сроков в должности главы региона — белгородский губернатор Евгений Савченко.Он два раза назначался президентами и пять раз побеждал на прямых выборах. Последний (как утверждает сам господин Савченко) срок его полномочий истекает в 2022 году.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ В первый раз главой администрации Белгородской области в конце 1993 года Евгения Савченко назначил Борис Ельцин. В 1995 году господин Савченко выиграл выборы с 55,5% голосов, 1999-м он получил 53,4% голосов, а в 2003 году — 61,2%. В июне 2007 года Евгения Савченко на новый губернаторский срок назначил Владимир Путин.

В 2012 году прямые выборы глав регионов вернули, и в октябре того же года Евгений Савченко их выиграл с 77,64% голосов избирателей. В 2017 году Евгений Савченко опроверг слухи о скорой отставке и выразил намерение баллотироваться на очередной срок. На выборах в том же году господина Савченко поддержали 69,29% проголосовавших.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов — второй после Евгения Савченко по продолжительности пребывания на посту главой российского региона.

Он победил на выборах главы областной администрации 26 декабря 2004 года, за день до указа Владимира Путина об отмене выборов региональных глав.

Спустя два года Владимир Путин отправил его в отставку и наделил полномочиями губернатора. В 2011 году господин Морозов был переназначен уже Дмитрием Медведевым.

В 2016 году Сергея Морозова избрали на прямых губернаторских выборах еще на пять лет. Фото: Александр Богачев, Коммерсантъ Пехотинцы президента Не раз называвший себя верным пехотинцем Владимира Путина Рамзан Кадыров возглавляет Чеченскую Республику уже в третий раз. Впервые президент назначил его главой республики в 2007 году.

Отметим, прихода Рамзана Кадырова на пост главы Чечни ждали с мая 2004 года, когда в результате теракта погиб его отец, президент Чечни Ахмат Кадыров, однако на тот момент претенденту было менее 30 лет, и принять участие в выборах главы республики в августе 2004 года он не мог.

Тем не менее избранный тогда Алу Алханов многими в Чечне и за ее пределами рассматривался как президент-регент; по достижении Рамзаном Кадыровым возраста политического совершеннолетия господин Алханов действительно подал в отставку.

Выборы к тому моменту уже были отменены. Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ Во второй раз, в 2011 году, кандидатуру господина Кадырова в чеченский парламент внес президент Дмитрий Медведев. Срок полномочий у Рамзана Кадырова истекал в марте 2016 года, и в апреле 2015 года он заявлял СМИ о желании уйти в отставку.

По словам господина Кадырова, он «двадцать раз просил», чтобы его «отпустили», потому что работать «не легко», а за кресло он ни в коей мере «не цеплялся».Тем не менее в марте 2016 года Владимир Путин назначил господина Кадырова врио главы Чечни, а в сентябре того же года Рамзан Кадыров был избран на третий срок «с разгромным счетом» в 97,56% голосов избирателей.

Шолбан Кара-оол возглавил Республику Тыва в апреле 2007 года после назначения Владимиром Путиным и утверждения в должности Великим хуралом Тувы. В 2012 году президент Дмитрий Медведев оставил его на посту еще на пять лет.

В мае 2016 года Шолбан Кара-оол подал президенту Владимиру Путину прошение о досрочной отставке ради участия в прямых выборах. В том же сентябре он в них победил с 85,66% голосов. Фото: Светлана Привалова, Коммерсантъ От Москвы до самых до окраин Романа Копина президент Дмитрий Медведев назначил главой Чукотского автономного округа в 2008 году, после досрочной отставки Романа Абрамовича.

Через 5 лет, в сентябре 2013 года, господин Копин выиграл выборы главы региона с 79,84% голосов избирателей. Затем, в 2018 году, за него проголосовали 57,83% пришедших на выборы жителей Чукотки.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ Олег Кувшинников стал губернатором Вологодской области в 2011 году.

В 2014 году он досрочно участвовал в прямых выборах и избрался на второй срок. В сентябре 2021 года решил остаться на третий срок — и сделал это, снова выиграв выборы. Господин Кувшинников возглавляет Вологодскую область уже 9 лет, срок его полномочий истекает только в 2024 году.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ Сергей Собянин возглавил Москву в сентябре 2010 года, после того как президент Дмитрий Медведев отправил в отставку Юрия Лужкова по «утрате доверия». В июне 2013 года Сергей Собянин попросился в досрочную отставку и был назначен врио мэра Москвы до сентября.

Тогда выборы столичного мэра, в которых Сергею Собянину составил конкуренцию оппозиционный политик Алексей Навальный, он выиграл с 51,37% голосов избирателей. Господин Навальный получил 27,24% голосов. Осенью 2018 года Сергей Собянин в третий раз стал мэром Москвы, набрав уже 70,17% голосов.

Срок полномочий Сергея Собянина истекает в 2023 году.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ Рустам Минниханов возглавляет Татарстан с 2010 года, после отставки Минтимера Шаймиева. Тогда на должность главы региона его назначил президент Дмитрий Медведев.

На прямых выборах в 2015 году единоросс Рустам Минниханов получил более 94% голосов избирателей. Второй срок его «президентства» завершается осенью 2021 года, но у местных элит нет сомнений в том, что господин Минниханов будет руководить республикой еще пять лет. Сам Рустам Минниханов пока не заявлял о своих планах на осень и игнорирует вопросы журналистов об участии в очередных выборах президента республики.

Однако председатель татарстанского парламента и лидер регионального отделения единороссов Фарид Мухаметшин заявлял, что партия готова выдвинуть его кандидатуру на выборах президента республики, «если тот согласится». Директор Института истории Академии наук Татарстана, бывший советник Минтимера Шаймиева по политическим вопросам Рафаэль Хакимов рассказал “Ъ”, что среди республиканских элит «есть согласие, чтобы Минниханов остался». «Это будет не третий срок, а второй, в первый раз Рустам Минниханов был назначен.

Он может избираться еще раз»,— уверенно заявил “Ъ” вице-спикер Госсовета Татарстана Юрий Камалтынов. Фото: Михаил Соколов, Коммерсантъ Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский считает, что господин Минниханов относится к числу региональных лидеров, у которых мало перспектив занять значимое место в федеральной политике после истечения полномочий, поэтому он заинтересован в «обнулении». Поводом для нового губернаторского «обнуления» едва ли может стать принятие новой редакции Конституции, хотя это «может быть мечтой отдельных региональных глав», считает политолог.

Если сейчас

«центру не принципиальны такие уступки губернаторам»

, то ближе к президентским выборам они вполне могут пригодиться, говорит Ростислав Туровский.

В то же время решение о новом обнулении губернаторских сроков может быть только общефедеральным, считает он, а многим из новых губернаторов-«технократов» «обнуление не нужно: они не жаждут работать на этом посту всю жизнь и хотят в Москву». Мария Литвинова; Кирилл Антонов (Казань) “Ъ” сравнил действующую и предлагаемую редакции Основного закона

  1. подписка подписка
  1. подписка подписка

Главные события дня в рассылке «Ъ» на

Эксперты оценили вероятность «губернаторопада» перед думскими выборами

При этом Морозов надеется получить разрешение выдвигаться на новый губернаторский срок, отмечают в АПЭК. В частности, ряд решений главы региона выдержаны «в режиме предвыборной кампании».

В их числе авторы доклада называют ноябрьский указ губернатора о заморозке на год тарифов на тепло, газ, воду и вывоз твердых коммунальных отходов. Читайте на РБК Pro Средняя вероятность отставки, по оценке АПЭК, у Сергея Жвачкина (Томская область), Шолбана Кара-оола (Тува), Валентина Коновалова (Хакасия), Владимира Сипягина (Владимирская область), Александра Усса (Красноярский край).

(Красноярский край, Владимирская область и Хакасия, как ранее сообщал РБК, попали в пятерку регионов с наиболее рейтингом доверия граждан губернаторам по итогам выполнения KPI для регионов.) Среди политических проблем Томской области эксперты называют высокий уровень протестного голосования на выборах в Томскую гордуму в сентябре 2021 года.

«Уровень поддержки списка «Единой России» составил 24,46% голосов, в городской парламент прошли и политики, связанные с внесистемной оппозицией», — говорится в исследовании. В частности, депутатские мандаты получили сотрудники штаба Алексея Навального Ксения Фадеева и Алексей Фатеев.

Достаточно высокий уровень протестных настроений был продемонстрирован и в ходе голосования по поправкам в Конституцию, отмечают эксперты. При этом Жвачкин, полномочия которого истекают в 2022 году, относится к возрастным руководителям (ему 64 года).

Авторы доклада оговариваются, что хотя замена губернатора может остановить рост протестных настроений, для их снижения требуются дополнительные усилия:

«Вряд ли приход на пост томского губернатора нового лица сможет снизить уровень поддержки оппозиции в областном центре»

.

Это факторы, влияющие на устойчивость позиций Жвачкина.

В качестве одного из факторов, повышающих вероятность отставки Шолбана Кара-оола, полномочия которого истекают в этом году, в АПЭК называют длительность его пребывания на посту — с 2007 года. Однако специфический характер региона (в частности, проблема транспортной доступности)

«ограничивает возможности в подборе кадров для замены его руководства»

. В таких субъектах вероятность сохранения в должности «губернаторов-старожилов», как правило, выше, считают в АПЭК.

Предсказания скорой отставки главы Хакасии коммуниста Валентина Коновалова, победившего во втором туре выборов в 2018 году, стали появляться практически сразу после его избрания, пишут авторы доклада. В числе проблемных информационных поводов в сфере управления республикой они называют в апреле 2021 года и.о.

замглавы Хакасии Сергея Новикова, а также «неоднократные перестановки в руководстве региона».

Отставка Коновалова (полномочия истекают в 2023 году) может произойти в случае серьезных эксцессов, связанных с управленческими просчетами, считают эксперты. Однако довольно ограниченное электоральное значение Хакасии в рамках парламентской кампании (на 1 января 2021 года число зарегистрированных в республике избирателей — чуть меньше 400 тыс. человек) может стать мотивом для федерального центра не форсировать замену губернатора, полагают в АПЭК.

Что касается губернатора Владимирской области, представителя ЛДПР Владимира Сипягина, победившего во втором туре выборов в 2018 году, то у него сложные взаимоотношения с представителями муниципальных элит. В частности, в январе этого года главы 20 из 21 муниципалитета не на совещание по реализации нацпроектов, которое проходило под председательством губернатора в дистанционном режиме. Вместо себя они направили заместителей.

Сипягин раскритиковал неявившихся и покинул мероприятие. Вероятность замены Сипягина уже в этом году (полномочия истекают в 2023-м) снижается за счет сравнительно ограниченного интереса федеральных групп влияния к региону, а достаточно высокий протестный потенциал области в ситуации начинающейся парламентской кампании потребовал бы осторожного подхода к выбору нового врио губернатора, резюмируют авторы доклада.

Одним из наиболее негативных факторов, влияющих на позиции красноярского губернатора Александра Усса (полномочия истекают в 2023 году), в АПЭК называют дизельного топлива в мае 2021 года в Норильске. 2021 год был связан с серией проблемных информационных поводов для руководства Красноярского края, констатируют авторы доклада.

Однако сложная внутриэлитная ситуация и протестный потенциал региона повышают уязвимость потенциальных сменщиков Усса, что, в свою очередь, снижает возможность его замены до думских выборов. Вероятность отставки ниже среднего, по оценкам авторов доклада, — у главы Северной Осетии Вячеслава Битарова и врио губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева. В федеральной медийно-экспертной среде и, вероятно, как минимум у части представителей федеральных элит закрепилось представление об определенных проблемах властей Северной Осетии в работе с протестными настроениями.

Наиболее резонансная акция имела место в апреле 2021 года, напоминают эксперты, когда во Владикавказе прошел против режима самоизоляции. Протестная активность и перспектива президентских выборов 2022 года в Южной Осетии могут стать одним из аргументов игроков, заинтересованных в замене главы Северной Осетии. Аргумент может заключаться в том, что новая фигура во главе пограничного российского региона поможет более эффективной реализации политики Москвы и в отношении Цхинвала, указывают эксперты АПЭК.

В то же время, по их мнению, протестный потенциал и достаточно сложная внутриэлитная конфигурация Северной Осетии могут подтолкнуть федеральный центр к отказу от форсирования отставки Битарова, полномочия которого истекают в 2021 году. Вероятность отставки врио губернатора Хабаровского края, члена ЛДПР Михаила Дегтярева хотя и остается ниже средней, но может возрасти, если до начала июня 2021 года (последний срок, когда президент может назначить нового врио с тем, чтобы тот избирался в текущем году) в регионе произойдут крупные эксцессы,

«которые оппоненты могут связать с управленческими просчетами руководства региона, а также в случае роста протестной активности в крае»

.

Отставка врио губернаторов до выборов — явление редкое, но такие случаи уже были. В 2016 году свой пост покинул врио губернатора Калининградской области Евгений Зиничев, в 2021-м — врио главы Астраханской области Сергей Морозов. Совмещение думской и губернаторской кампаний в сентябре 2021 года может стать дополнительным фактором протестного голосования и создать проблемы для врио, даже если ему будут противостоять соперники с небольшим политическим опытом и низкой узнаваемостью, полагают эксперты.

(Хабаровский край в пятерку регионов-аутсайдеров по рейтингу доверия губернаторам и по рейтингу доверия президенту.) Единственный глава среди вышеперечисленных, чья отставка действительно возможна, — это губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, считает эксперт по региональной политике Виталий Иванов. И то потому, что у него заканчивается срок полномочий, а выборы в этом регионе прямые.

Но в целом в год думских выборов федеральный центр старается не менять глав без надобности. А в ряде вышеупомянутых регионов в этом году пройдут и выборы в заксобрания (Красноярский край и Томская область).

«Как показывает практика, замена губернаторов в таких ситуациях ничего хорошего принести не может»

, — говорит Иванов.

Некоторые главы располагают мощным покровительством, уточняет эксперт. Например, патрон Кара-оола — министр обороны Сергей Шойгу. Усс опирается на Шойгу и «Роснефть».

За Жвачкиным стоит «Газпром». Отставка Коновалова сомнительна, потому что регион не является важным с электоральной точки зрения, да и кампания потенциального нового врио не будет легкой.