Направления предупреждения организованной преступности

Основные направления противодействия организованной преступности в контексте преодоления угроз национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»


УДК 316 Тишкин Дмитрий Николаевич соискатель Южно-Российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Dmitry N. Tishkin applicant of the Southern Russian institute managements — branch of the Russian academy national economy and state services at the Russian President Основные направления противодействия организованной преступности в контексте преодоления угроз национальной безопасности россии The main directions of counteraction of organized crime in the context of overcoming of threats of national security of russia Аннотация. В данной статье обосновывается идея о том, что борьба с организованной преступностью, направленная на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, должна иметь комплексный характер и включать в себя как меры уголовно-правового воздействия, так и другие способы борьбы с данным социально-негативным явлением, включающие использование механизмов противодействия основным источникам преступных доходов, нейтрализации международных связей отечественных преступных группировок, а также усилия общества и государства, связанные с формированием в массовом сознании населения российского общества устойчивого негативного отношения к преступности и деятельности соответствующих криминальных структур.

Ключевые слова: организованная преступность, национальная безопасность, преступная деятельность, борьба с организованной преступностью, государственная власть, угрозы национальной безопасности. Annotation. The idea that the fight against organized crime aimed at providing national security of the Russian Federation has to have complex character locates in this article and include both measures of criminal and legal influence, and other ways of fight against this social and negative phenomenon including use of mechanisms of counteraction to the main sources of the criminal income, neutralizations of international relations of domestic criminal groups, and also efforts of society and the state connected with formation in mass consciousness of the population of the Russian society of steady negative attitude to crime and activity of the relevant criminal structures. Keywords: organized crime, national security, criminal activity, fight against organized crime, government, threats of national security.

Одной из существенных угроз национальной безопасности современной России является организованная преступность. Необходимо учитывать то обстоятельство, что обеспечение национальной безопасности, как следует из

«Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2021 г.»

, утвержденной Указом Президента РФ в 2009 г., имеет комплексный характер и не может сводиться исключительно к проблеме противодействия организованной преступности [1].

Обеспечение национальной безопасности предполагает осуществление деятельности, направленной на совершенствование системы и принципов функционирования государственных и , iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . наиболее актуальных проблем и противоречий, характерных для различных сфер общественной жизни, модернизацию экономики страны, реше- ние проблем в области социальной политики, культурной и духовной жизни общества, что предусматривает проведение политической элитой страны выверенной внешней и внутренней политики, которая на современном этапе преимущественно обращена к решению вопросов — [2], -циальных проблем.

В то же время, совершенно очевидно, что в ряду угроз национальной безопасности страны деятельность организованных преступных формирований занимает особое место в силу некоторых особенностей нашей страны. Современная Россия, как известно, представляет собой страну с масштабным экономическим потенциалом: огромные территории российского государства в комплексе со значительными при, ископаемых не могут не привлекать интерес, в том числе и у представителей организованных криминальных структур, транснациональных преступных объединений.

Расширение территориальных масштабов осуществления преступной деятельности вызывает необходимость в выработке оптимальных стратегий, определению перспективных направлений противодействия организованной преступности в современном россий-. Как справедливо утверждают ВТ.

Гайков и . . , , время международной и национальной практикой выработаны достаточно эффективные средства противодействия различным преступлениям, в том числе и транснационального характера, постоянные изменения в сфере деятельности организованных преступных формирований, совершенствование технологий совершения противо-, — гального извлечения прибыли требуют соответствующей постоянной корректировки деятельности российского общества и государства в этой сфере [3]. Необходимость обеспечения национальной безопасности России предполагает дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы противодействия организованной преступности в нашей стране, принятие дополнительных мер организационно-правового и управленческого характера на государственном уровне для борьбы с рассматриваемым явлением. Борьба с преступностью вообще и организационной преступностью в частности является одним из традиционных приоритетов государственной политаки: А.И.

Долгова, к примеру, рассматривает ее как системную деятельность, включающую определенные структуры и подструктуры [4].

Указанная исследовательница выделяет несколько основных направлений в рамках противодействия преступ-. — сится общая организация борьбы с преступностью, включающая соответствующую информационно, прогнозирование и определение перспективных стратегий борьбы с преступностью, формирование и развитие нормативно-правовой базы противодействия преступной деятельности, практическую реализацию принятых государственных программ по борьбе с преступностью, координацию деятельности различных государственных органов, проти-, — следований, направленных на выработку оптимальных стратегий противодействия преступности, подготовку профессиональных кадров, необходимых для борьбы с рассматриваемым социально, общей правовой культуры, правового сознания, как iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . сотрудников правоохранительных органов, так и , — знании устойчивых установок на законопослушное , в ее различных формах. Второе направление борьбы с преступностью включает в себя различные мероприятия по ее предупреждению, в том , — ние преступной деятельности (в уголовно-правовой науке есть понятия общего, специального и индивидуального предупреждения).

И, наконец, третье направление государственной политики по противодействию преступной деятельности предполагает непосредственную правоохранительную деятельность, направленную на раскрытие преступлений, выявление лиц, виновных в их совер-, уголовной ответственность, те.

к наказанию и т.д. В нашу задачу не входит детальный анализ всех выделенных направлений борьбы с преступностью в современной России.

В данной работе мы стремимся проанализировать степень эффективности предпринятых российским государством на постсоветском этапе его развития ор— по борьбе с организованной преступностью и на основе проделанного анализа выделить перспективные направления государственной политики противодействия криминальной активности представителей организованных преступных .

основные этапы реорганизации государственных органов, осуществляющих борьбу с организо-, — тивности преобразований в данной сфере, включая и трансформацию соответствующей нормативно-правовой базы. «Качественный рывок» в развитии организованной преступности в нашей стране произошел именно после распада Советского Союза, хотя определенные предпосылки для этого сформировались еще в так называемый позднесовет-ский период, в 1970-1980-е гг. В период 1990-х гг. деятельность организованных преступных формирований достигла больших масштабов, что оказалось возможным во многом вследствие отсутствия эффективных государственных меха, , iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . регулирования в условиях пореформенной России, что, в свою очередь, имело закономерным следствием разрастание теневой экономики и активное вовлечение в эту сферу организованных криминальных структур. С целью противостояния организованным преступным формированиям в 1989 г.

на базе Министерства внутренних дел СССР было создано специализированное подразделение по борьбе с организованной преступностью, призванное координировать усилия органов внутренних дел в сфере борьбы с . специализированных подразделений можно считать важной вехой в эволюции государственной политики по борьбе с организованной преступностью, поскольку в предшествующий историче-, — ки, в Советском Союзе фактически замалчивалось существование такого социально, — ступность, и только со второй половины 1980-х . наличие такой проблемы, а создание рассматриваемых специализированных подразделений явилось своеобразным символическим актом, свидетельствовавшим о том, что государство, , масштабов организованной преступной деятель.

Несмотря на прогрессивный характер нововведений, включивших образование специализированных подразделений по борьбе с организо-, — нейшем стала подвергаться критике, как со сто- , сотрудников различных государственных ведомств, в том числе и руководителей ряда российских правоохранительных органов. Основные претензии к указанным подразделением были связаны с постоянно ухудшающейся статисти- , преступной деятельности в Российской Федерации и свидетельствовавшей о постоянном увеличении числа преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами.

Низкая эффективность борьбы с организованной преступностью была отражена в известном докладе Генерального прокурора Ю.Я.

Чайки, сделанном им на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов в Кремле

«Организованная преступность, терроризм, экстремизм и коррупция душат Россию»

21 ноября 2006г.

[5]. В рамках данного доклада Генеральным прокурором было отмечено, что

«в статистике преступления, совершенные организованными группами, не превышают 1 % регистрируемой преступности»

, что говорит о высоком уровне латентности криминальной активности представителей организованных преступных формирований (по статистике в России также выявляется в среднем 10 % коррупци-, iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . привлекаются к ответственности всего в 5 % случаев). Организованная преступность в современной России внедрилась во все отрасли , разделе диссертационного исследования. При этом, однако, уголовные дела о незаконном , налогов и других экономических преступлениях возбуждаются преимущественно в отношении представителей малого и среднего бизнеса, практически не затрагивая крупных представи- , .
При этом, однако, уголовные дела о незаконном , налогов и других экономических преступлениях возбуждаются преимущественно в отношении представителей малого и среднего бизнеса, практически не затрагивая крупных представи- , .

— рального прокурора РФ Ю.Я. Чайки, причиной данной ситуации являлась неудовлетворительная оперативная работа специализированных подразделений МВД. Отметим, что среди представителей научного сообщества существуют и другие точки зрения относительно причин низкой эффективности борьбы с организованной преступностью в России в рассматриваемый период.

Так, по мнению В. В. Тени- таловой, данные причины связаны, в первую оче- , спужб по борьбе с организованной преступностью, а также с фактическим исключением из системы противодействия организованным криминальным структурам тех ведомств, которые объективно обладали наибольшими возможностями по противодействию данному негативному явлению: подразделений уголовного розыска и служб по борьбе с экономической преступностью и таможенными преступлениями [6]. Интересно, что, по мнению специалистов, наиболее сложные взаимоотноше- ния у подразделений по борьбе с организованной преступностью складывались именно с этими пра- iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . . — — чественных правоохранительных органов неоднократно поднимался вопрос о целесообразности существования в России отдельного подразделения по борьбе с организованной преступностью. Многими отмечалась низкая эффективность деятельности отделов по борьбе с организованной , решить ту задачу, ради которой данные отделы и создавались: выявление и предотвращение организованных преступных сообществ [7]. Имеющаяся официальная статистика, отражающая количество зарегистрированных преступлений, с одной стороны, казалось бы, свидетельствует об улучшении ситуации с организованной , ежегодное снижение на протяжении последних нескольких лет количества зарегистрированных преступлений, совершенных участниками организованных групп или преступных сообществ.

Так, в 2010 г., к примеру, участниками организованных преступных формирований было совершено 22251 преступление, а в 2013 г. — 15915. , — , преступной организации: в 2010 г.

таких было 8770, а в 2013 г. — 8086 [8].

В то же время, по , количественных показателей организованной преступности, а о повышении уровня ее латентности [9]. По мнению В. В. Меркурьева, выделенные статистические данные отражают реальный уровень реагирования на деятельность представителей организованных преступных формирований со стороны сотрудников правоохрани-, — жение результативности в выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, совершенных организованными преступными сообществами, что является прямым следствием непродуманных реформ в системе МВД, связанных с ликвидацией Департамента по борьбе с организованной преступностью [10]. Результатом этих преобразований на практике iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . , организации стали существовать практически : оказалось разваленной существовавшая прежде система оперативного контроля за лидерами организованных преступных группировок, утрачены базы данных об участниках криминальных сообществ и соответствующая агентурная сеть.

По причине значительного расширения круга , организованной преступной деятельности в Рос, , заниматься одним и тем же, что не могло не привести к снижению эффективности правоохранительной деятельности [11]. В результате ликвидации подразделений УБОП произошел фактический развал функционировавшей прежде системы оперативного контроля за лидерами и активными участниками организован- ных преступных формирований, а также другие , организации борьбы с организованной преступной деятельностью, следствием чего явилось снижение эффективности работы соответствующих пра- , наступательного эффекта в борьбе с криминалитетом, действующих механизмов получения, сбора, обработки, хранения, использования полученной .

адрес УБОП, «заотуги данного ведомства перед iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Россией, как считает СБ. Алексеев, нельзя недо-»: — нии многих лет удавалось осуществлять результативное противодействие групповой и организован, «оказывалась бессильной».

Так, в частности, именно УБОП успешно противодействовало вымогательствам, похищению людей, взятию заложников, осуществляло оперативное внедрение в банды и раскрывало сложнейшие экономические схе-.

-фективности деятельности данного подразделения может служить ликвидация крупнейших организованных преступных сообществ: «шлнцевских», « », « », « », также наказание их лидеров [12]. Итак, подводя итоги, следует подчеркнуть, что в настоящее время очевидна острая необходимость в воссоздании в структуре МВД специальных подразделений для противодействия организованной преступности, поскольку ситуация в России складывается таким образом, что борьба с организованными преступными формированиями практически не осуществляется.

Отсюда проистекает и ряд социально-негативных явлений, связанных с ростом этнической преступности, бандитизма, разбойных нападений и т.д. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что деятельность современных организованных преступных формирований характеризуется значительными отличиями от предыдущих периодов: организованные преступные структуры и сообщества в России сейчас имеют тесные коррупционные связи с государ, органами. Сложности в противодействии организованной преступности обусловлены тесными контактами лидеров отечественного криминалитета с представителями государственных учреждений и , , — тельство которых является необходимым условием эффективного развития такого бизнеса [13].

В результате в настоящее время мы можем наблюдать, с одной стороны, активное вовлечение преступных структур и сообществ в сферы экономики и политики, а с другой стороны, кри- Литература: 1. 12.05. 2009 г. № 537

«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2021 »

// . 2009. 19 . iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 2. Верещагина А.В.

Военно-политическая безопасность в системе социальной безопасности : минализацию значительного числа отечественных чиновников и бизнесменов [14]. Другая труд, — нированием современной организованной пре-, — единений на транснациональный уровень, активным вовлечением организованных преступных структур во внешнеэкономическую сферу, налаживанием криминальных связей с зарубеж-. Принятие современным российским государством специальных мер, призванных усилить борьбу с организованной преступностью, представляющей в настоящее время реальную угрозу для национальной безопасности страны, предусматривает разработку комплексного закона о борьбе с организованной преступностью, призванного объединить отдельные правовые нормы, регулирующие данную сферу правоохра-, — , успеха в противодействии организованной пре-.

-ставителям политической элиты страны следует в целях усиления борьбы с организованной преступностью использовать широкий арсенал средств, к числу которых можно отнести институты конфискации имущества, ответственности . -ства на практике является едва ли не единственным высокоэффективным средством противодействия организованной преступности, поскольку сами организованные преступные формирования могут успешно функционировать только благодаря мощной экономической базе, материально-финансовым ресурсам, лишить которых представителей криминалитета можно исключительно посредством конфискации.
-ства на практике является едва ли не единственным высокоэффективным средством противодействия организованной преступности, поскольку сами организованные преступные формирования могут успешно функционировать только благодаря мощной экономической базе, материально-финансовым ресурсам, лишить которых представителей криминалитета можно исключительно посредством конфискации. В то , — щее время явно недостаточно для эффективного противодействия организованным преступным , национальной безопасности страны.

, — iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . ствие организованным преступным формированиям, безусловно, необходимы, поскольку многие государственные правоохранительные структуры, взаимодействующие с представителями криминалитета и нередко контролируемые ими, объективно не способны сколько-нибудь эффективно бороться : , . — , , — ранта от возможных злоупотреблений со стороны государственных учреждений и ведомств.

Literature: 1. Decree of the President of the Russian Federation of 12:05. 2009 № 537

«Strategy of national security of the Russian Federation till 2021»

// Russian newspaper.

2009. May 19. 2. Vereshchagina A.V. Voyenno-politicheskaya safety in system of social safety of Russia: sociological foreshortening of a theoretical reflection / рефлексии / AB.

Верещагина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4 С. 26-29. 3. Гайков ВТ. Организованная преступность как угроза национальной безопасности Российской / .

. , . . // TerraEconomicus. Выпуск № 2-3. Том 11. 2013. 4. . . iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . борьбе с терроризмом.

Общая часть : учеб. пособие. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2012. С. 54. 5. . . на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов в Кремле

«Организованная преступность, терроризм, экстремизм и коррупция душат Россию»

21.11.2006 г.

URL: law.edu.ru>article/article.asp 6. . . упразднения Управления по борьбе с организованной преступностью в рамках расследования и предупреждения заказных убийств.

URL: lawlibrary.rrnarticle2119186.html. 7. Мельников Ю.Б. Противодействие организованной преступности и роль прокуратуры в этом . , 2002. 8. . . системы субъектов предупреждения организован: — // . 2014. 5. 9. . . — : // — — . : . 2012. . 29. 10. . . , -зованной преступности и правовая основа борьбы с // 5 2013 .

: . 2012. . 29. 10. . . , -зованной преступности и правовая основа борьбы с // 5 2013 . iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . «Противодействие организованной преступности: ».

. : , 2013. 11. . . системы субъектов предупреждения организован: — // . 2014. 5. 12. . . — : // — — . : . 2012. . 29. 13. . . -ударства в условиях экономической глобализации: специфика рисков и угроз / С.И.

Самыгин, . . // . 2016. 1. . 169-177. 14. Самыгин СМ. Финансовая безопасность России: основные риски и направления государственного регулирования / С.И. Самыгин, A.B. Вереща// , — общественные науки.

2014. № 12/3. С. 130-133. A.V. Vereshchagina, Samygin S.I. // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2015. № 4. P. 26-29. 3. Gaykov V.T.

Organized crime as threat of national security of the Russian Federation / V.T. Gaykov, V.I. Galkina // TerraEconomicus. Release № 23. Volume 11. 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 4. Dolgova AM. Деятельность prosecutor’s offices on fight against terrorism.

General part : ucheb. posoby. The academician of the Gen. of prosecutor’s office Grew. Federations. M., 2012. P. 54.

5. The report of the Prosecutor General of the Russian Federation Yu.Ya. Chaika at the All-Russian coordination meeting of heads of law enforcement agencies in the Kremlin

«Organized crime, terrorism, extremism and corruption smother Russia»

21.11.2006.

URL: law.edu.ru>article/article.asp 6. Tenitilov V. V. Prichina of emergence and abolition of Management on fight against organized crime within investigation and the prevention of contract murders.

URL: lawlibrary.ru>article2119186.html. 7. YU.B’s millers. Counteraction of organized crime and a role of prosecutor’s office in this process.

Vladivostok, 2002. 8. Ivantsov S.V. Topical issues of development of system of subjects of the prevention of organized crime: state and prospects of improvement // Questions of management. 2014. № 5. 9. Alekseev S. V. Dynamics of group crime in Russia: statistics and reality//Bulletin of the Southern Ural state university.

Series: Right. 2012. Issue 29.

10. Merkuryev V. V. A state, tendencies of organized crime and a legal basis of fight against her // Materials of a round table of March 5, 2013

«Counteraction of organized crime: legislative and practical aspects»

.

M. : State Duma of the Russian Federation, 2013. 11. Ivantsov S.V. Topical issues of development of system of subjects of the prevention of organized crime: state and prospects of improvement // Questions of management.

2014. No. 5. 12. Alekseev S.V. Dynamics of group crime in Russia: statistics and reality // Bulletin of the Southern Ural state university. Series: Right. 2012. Issue 29.

13. Samygin S.I. Financial safety of the state in the conditions of economic globalization: specifics of risks and threats / S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina // Humanist of the South of Russia. 2016. № 1. P. 169-177. 14. Samygin S.I. Financial safety of Russia: main risks and directions of state regulation / S.I.
Financial safety of Russia: main risks and directions of state regulation / S.I.

Samygin, A.V. Vereshchagina // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2014. №12/3. P. 130-133.

Основные направления предупреждения организованной преступности

Предупреждение организованной преступности предполагает реализацию сложного комплекса общесоциальных и специально-криминологических мер.

Общесоциальные меры, будучи направленными на социально-экономическое развитие общества и тем самым на предупреждение преступности в целом, в то же время являются средством преодоления ее организованной части. К их числу в первую очередь относится преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии и психологии, социальной сфере, в правоохранительной деятельности.

Реализация этой задачи как на федеральном, так и на уровне отдельных регионов, на межведомственной и ведомственной основе, осуществляемая с расчетом на длительную перспективу, позволит стабилизировать общественный организм и обеспечит реальную базу для противодействия организованной преступности. Специально-криминологические меры предполагают осуществление правоохранительными органами непосредственной работы, направленной на устранение, ослабление и нейтрализацию криминогенных факторов, влияющих на рост организованной преступности.

Однако победить эту преступность с помощью указанных мер в ближайшее время — задача нереальная.

Ее решение зависит в большей степени не от реализации преимущественно репрессивных, «силовых» мер, а от успешного проведения общесоциальных мер, создания цивилизованного правового государства и гражданского общества, здоровой рыночной экономики.

Особый характер организованной преступности, ее проникновение в разнообразные сферы общества обусловливают сложное переплетение как общесоциальных (социально-экономических, политических, правовых), так и специально-криминологических мер предупреждения.

Специально-криминологическое предупреждение правоохранительными органами организованной преступности, как элемент борьбы с нею, в большей степени осуществляется посредством реализации мер общей профилактики и непосредственного предотвращения и пресечения в процессе оперативно-розыскной деятельности преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями.

Индивидуальная профилактика в отношении их участников, учитывая особенности личности, осуществляется весьма ограниченно.

Речь в данном случае может идти об индивидуальной профилактике лиц, поведение и окружение которых свидетельствуют о потенциальной возможности их включения в организованные преступные структуры, а также о склонении случайных участников таких структур к добровольному отказу от преступной деятельности и к оказанию помощи в ее пресечении. В основном же предупреждение организованной преступности правоохранительными органами достигается в результате работы по ликвидации преступных формирований, привлечению их участников к уголовной ответственности.

При этом осуществляются следующие предупредительные меры: — выявление и постановка на оперативный учет организованных преступных формирований и их участников; — создание условий, затрудняющих или исключающих совершение ими преступлений; — предотвращение замышляемых преступлений; — пресечение подготавливаемых и совершаемых организованными формированиями преступлений; — целенаправленное воздействие на лидеров организованных групп с целью нейтрализации их влияния на других участников и разобщения преступного формирования; — реализация целевых комплексных программ борьбы с организованной преступностью специально создаваемыми и действующими на долгосрочной основе группами сотрудников правоохранительных и контролирующих ведомств на федеральном и региональном уровнях.

Наряду с непосредственной борьбой правоохранительных органов с организованными преступными структурами криминологическое значение имеют контроль за оборотом оружия и наркотиков, проверки фактов нарушения законодательства о хозяйственной, предпринимательской, финансовой, торговой деятельности, общий надзор прокуратуры.

Наряду с непосредственной борьбой правоохранительных органов с организованными преступными структурами криминологическое значение имеют контроль за оборотом оружия и наркотиков, проверки фактов нарушения законодательства о хозяйственной, предпринимательской, финансовой, торговой деятельности, общий надзор прокуратуры. Эта работа осуществляется повседневно, а также в ходе крупномасштабных целевых операций по выявлению и пресечению фактов коррупции, преступной деятельности организованных групп и сообществ, контрабанды, незаконного вывоза стратегически важных товаров, оборота оружия и наркотических средств.

Профилактическое значение имеет и осуществление таких мероприятий, как взятие под охрану коммерческих и банковских структур, обеспечение надежности перевозки ими денежных средств, установка дежурной сигнализации в служебных и жилых помещениях банкиров, бизнесменов, постоянный контроль за негосударственными охранными службами, получением и использованием ими огнестрельного оружия и т.п. Предупреждение организованной преступности осуществляется также в процессе сотрудничества правоохранительных органов России со спецслужбами стран зарубежья, включающего правовую взаимопомощь, проведение согласованных мероприятий против международных преступных сообществ, обмен информацией.

В целом в сфере борьбы с организованной преступностью правоохранительными органами проводится значительная работа. Ежегодно ими пресекается деятельность свыше 10 тыс.

организованных преступных группировок (с общим числом участников — 70 тыс. человек), совершивших почти 30 тыс.

преступлений, свыше 60% из которых являются тяжкими или особо тяжкими. В число этих преступлений входят бандитизм, заказные убийства, террористические акты, вымогательства, захват заложников и т.п.

Достигнутые результаты во многом определяются организационными мерами — созданием специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Подобные подразделения и службы достаточно давно существуют в разных странах.

В США борьбу с организованной преступностью возглавляет министерство юстиции, разрабатывающее общую стратегию и осуществляющее методическое руководство всеми правоохранительными органами.

Основным подразделением, на которое непосредственно возложена борьба с организованной преступностью, является Федеральное бюро расследований (ФБР). Наряду с ним в министерстве действует Администрация по применению законов о наркотиках (АПЗН), занимающаяся расследованием преступлений, связанных с деятельностью международных и национальных синдикатов наркобизнеса. В министерстве юстиции США созданы еще три службы, имеющие прямое отношение к борьбе с организованной преступностью: Служба иммиграции и натурализации (занимающаяся наряду с решением других задач предотвращением незаконного ввоза в страну наркотических средств); Служба судебных исполнителей (защита свидетелей и членов их семей при расследовании дел об организованных преступлениях); Служба юридической помощи, исследований и статистики (координация и проведение научных исследований в области проблем, связанных с организованной преступностью).

Значительную роль в борьбе с преступностью в США играет министерство финансов, в частности такие его структурные подразделения, как Секретная служба (расследование финансовых дел, связанных с организованной преступностью); Служба внутренних доходов (выявление фактов коррупции и уклонений от уплаты налогов); Бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию (выявление нарушений законодательства в части, касающейся производства и сбыта указанных товаров).

Вопросами борьбы с организованной преступностью в США в определенной мере занимаются Таможенная служба, Почтовая служба, министерство труда, Комиссия по ценным бумагам и биржам, госдепартамент. На местах борьба с организованной преступностью осуществляется непосредственно федеральными полицейскими подразделениями (объединениями «Ударные силы»), территориальная юрисдикция которых распределена таким образом, чтобы в совокупности охватить контролем всю страну.

Эти подразделения, подчиненные министерству юстиции, действуют в тесном контакте с другими правоохранительными органами. Немаловажное значение имеет и создание в городских полицейских управлениях специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью. Опыт специализации подразделений правоохранительной системы в борьбе с организованной преступностью имеется и в нашей стране.

Так, в конце 80-х гг. в МВД СССР было создано управление по борьбе с организованной преступностью, по инициативе которого образованы межрегиональные, а в ряде МВД, УВД — соответствующие региональные подразделения.

Была разработана и концепция борьбы с организованной преступностью, предусматривающая решение следующих основных задач: — проведение разведывательно-поисковых мероприятий, направленных на добывание, сбор и анализ сведений об организованных преступных сообществах, оперативно-розыскное проникновение в их структуры, выработка мер противодействия; — борьба с устойчивыми преступными сообществами и их коррумпированными связями; — направление соответствующей информации в аппараты уголовного розыска, борьбы с экономической преступностью и совместное проведение крупномасштабных операций по разоблачению организованных преступных сообществ; — информирование органов власти и управления о состоянии и тенденции развития организованной преступности. Концепция достаточно четко определила и главные направления работы, а именно: — выявление и разоблачение преступных структур, возникших в результате сращивания общеуголовной и экономической преступности; недопущение возможности отмывания денег, добытых преступным путем; документирование преступной деятельности членов организаций, предприятий, созданных на незаконно нажитые средства; — разоблачение бандитских группировок; обнаружение и перекрытие каналов сбыта за рубеж партий оружия, антиквариата, драгоценных камней и металлов, других предметов, представляющих для страны культурную и историческую ценность; — документирование преступной деятельности членов организованных преступных групп, занимающихся наркобизнесом; — изобличение коррумпированных лиц в органах власти и управления; — противодействие проникновению преступных организованных формирований из зарубежных стран на территорию России; проведение совместно с другими правоохранительными органами и иными организациями мероприятий, защищающих интересы Российской Федерации по заключенным договорам об экспорте-импорте продукции; документирование деятельности преступных сообществ, имеющих международные связи; — сбор информации о «ворах в законе», авторитетах уголовного мира и «теневой» экономики, способных организовывать и финансировать преступные сообщества, документирование их противоправной деятельности и противодействие вырабатываемой ими преступной стратегии; — пресечение попыток использовать организованные преступные группы в террористических и экстремистских акциях.

Задачей межрегиональных подразделений, кроме того, стали выявление и изобличение организованных преступных сообществ, имеющих межобластные, межреспубликанские, а также международные связи.

На них же было возложено создание информационно-поисковых систем, банка данных о проявлениях организованной преступности для обмена информацией в регионе и за его пределами в интересах изобличения организаторов и участников преступных сообществ, крупных дельцов «теневой» экономики и наркобизнеса, экстремистских формирований, быстрого и полного раскрытия совершаемых ими тяжких преступлений. Созданные подразделения проводили анализ информации о процессах в преступной среде, определяли на этой основе стратегию и тактику борьбы с преступными сообществами в регионе, разрабатывали предложения по устранению причин и условий, способствующих организованной преступной деятельности.

Важное значение в борьбе с организованной преступностью имело образование Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД России. В настоящее время в его составе функционируют объединенные в оперативно-розыскные бюро подразделения по борьбе: с коррупцией в органах власти, с международными преступными структурами, с легализацией преступных доходов, с этническими организованными преступными группами, с лидерами преступных структур, с межрегиональными преступными структурами; с терроризмом и похищением людей.

В состав ГУБОП также входит организационно-зональное управление, осуществляющее штабные функции (информационно-аналитическую, оперативно-зонального контроля, оперативного реагирования). Повышение статуса и дальнейшее совершенствование системы этих подразделений органов внутренних дел создали новые возможности для наступления на наиболее опасные проявления организованной преступности. С учетом местных условий были осуществлены мероприятия по консолидации всей системы правоохранительных органов в целях укрепления правопорядка, ужесточения противодействия вооруженным организованным преступным группам; выработан механизм взаимодействия региональных подразделений с другими оперативными службами и милицией общественной безопасности; созданы условия для широкого обмена информацией, проведения совместной подготовки и самих операций против вооруженных преступных групп; разработаны меры по дальнейшему укреплению оперативных позиций в преступной среде, глубокому проникновению в вооруженные организованные преступные группы, включая внедрение в установленном порядке специально подготовленных штатных сотрудников органов внутренних дел.

ГУБОП усилено специальными подразделениями быстрого реагирования, оснащенными современными средствами передвижения, связи, защиты, вооружения. На эти подразделения возложена задача предупреждать и пресекать противоправные действия вооруженных преступных групп, изымать незаконно хранящееся оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики и т.п. В последние годы ГУБОП, региональные управления по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел составляют единую централизованную систему специализированных подразделений.

Ее образование осуществлено прежде всего для документирования деятельности организованных преступных формирований и принятия адекватных мер противодействия на различных уровнях государственного управления. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: — пресечение деятельности преступных сообществ (организаций), банд и организованных групп; — проведение разведывательно-оперативных мероприятий с целью получения сведений о процессах и тенденциях, происходящих в преступной среде, документирование противоправной деятельности лидеров преступных формирований; — выявление и привлечение к ответственности коррумпированных лиц, использующих служебное положение в интересах преступных формирований; — предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие конкретных преступлений, совершенных организованными группами. Для реализации названных задач ГУБОП обеспечивает оперативно-розыскное предупреждение создания и функционирования межрегиональных и международных организованных преступных групп, организаций (сообществ), а специализированные аппараты субъектов Федерации — предупреждение фактов бандитизма, похищений и незаконного лишения свободы людей, захватов заложников, вымогательства, незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, совершенных организованными группами.

Руководители региональных органов внутренних дел обеспечивают взаимодействие аппаратов по борьбе с организованной преступностью с другими подразделениями криминальной милиции, для чего определяют систему обмена информацией, периодического совместного анализа оперативной обстановки и вырабатывают меры по противодействию организованным преступным формированиям, предотвращению и раскрытию особо тяжких и тяжких преступлений, проведению оперативно-розыскных мероприятий по конкретным делам оперативного учета, внедряют другие оправдавшие себя формы совместной деятельности и обеспечивают использование личного состава подразделений по борьбе с организованной преступностью строго для решения задач, определенных положениями о них. Одновременно приняты меры по: — организационному, тактическому, методическому, финансовому и кадровому обеспечению комплексного использования действующего резерва, штатных негласных сотрудников в борьбе с организованной преступностью; — созданию на базе ГУБОП единой автоматизированной системы информационного обеспечения подразделений по борьбе с организованной преступностью, предназначенной для сбора, обработки и анализа сведений о преступных формированиях, а также фонотеки на их лидеров и активных участников, массива фрагментов видео- и аудиозаписей, графических изображений; — подготовке методических рекомендаций по основам организации и тактики деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью. Одновременно осуществляется специализация следственных работников.

Для обеспечения квалифицированного расследования уголовных дел в отношении организованных преступных структур и коррумпированных лиц в составе следственных аппаратов созданы специализированные отделы, организация работы и процессуальный контроль за которыми возложены на управление по расследованию организованной преступной деятельности и коррупции Следственного комитета при МВД России. Важную роль в предупреждении организованной преступности играет информационно-аналитическое обеспечение, создание банка данных, включающего сведения о преступных структурах, направлениях их деятельности, лидерах и уголовных авторитетах, складывающихся между ними отношениях и т.п. При этом учитывается, что основные устремления организованных преступных формирований направлены в настоящее время на захват ключевых позиций в наиболее доходных сферах экономики, на проникновение во властные структуры, прежде всего на региональном уровне.

Поэтому информационно-аналитическая деятельность подразделений по борьбе с организованной преступностью в сфере предупреждения ее проявлений преследует следующие цели: — выявление причин и условий, способствующих проявлениям организованной преступности, и лиц — потенциальных участников преступных формирований; — получение и анализ сведений о процессах и тенденциях происходящих в преступной среде, концентрация их в массивах автоматизированных банков данных и использование для проведения оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в отношении лидеров и участников организованных преступных формирований; — организация системы информационного обмена с правоохранительными органами, контролирующими и иными ведомствами и осуществление совместных мероприятий по предупреждению проникновения организованных преступных формирований в сферу экономики и политики. Информационно-аналитическая работа осуществляется по следующим направлениям.

1. Получение с помощью оперативно-розыскных средств и методов стратегически важной информации и ее анализ.

Содержание ее — конфиденциальные сведения и статистические данные о распространении и видах организованной преступности, в том числе по отдельным регионам, о коррумпированности должностных лиц, возможных способах совершения преступлений (особенно в сфере экономики) и об обстоятельствах, способствующих этим явлениям, и т.п. 2. Получение разведовательной информации о преступных формированиях, совершающих преступления международного (транснационального) характера (финансовые махинации, контрабанда оружия, исторических и культурных ценностей, а также авто- и наркобизнес), направление ее соответствующим службам правоохранительных органов.

Координация действий этих служб с Национальным бюро Интерпола, аналогичными службами других стран (при наличии соглашений с ними). 3. Получение контрразведывательной информации в целях обеспечения собственной безопасности, а также выявления коррумпированных сотрудников правоохранительных органов.

Важным элементом организации предупредительной работы подразделений по борьбе с организованной преступностью является планирование. Стратегические вопросы в этой сфере определяются федеральными целевыми программами по борьбе с преступностью, а также Межгосударственной программой по борьбе с преступностью на территории СНГ, соглашениями с отдельными государствами.

Конкретные мероприятия по предупреждению проявлений организованной преступности намечаются в ведомственных и межведомственных планах основных организационных и практических мероприятий правоохранительных органов; в специальных планах проведения комплексных операций, оперативно-розыскных мероприятий, целевых проверок, исследований и т.д. Взаимодействие соответствующих подразделений в предупреждении организованной преступности, как правило, носит дифференцированный характер. Внутреннее взаимодействие подразделения по борьбе с организованной преступностью осуществляют с иными оперативными аппаратами органов внутренних дел, следственными подразделениями.

Внешнее их взаимодействие определяется характером решаемой задачи и осуществляется на следующих уровнях: — федеральном — с правоохранительными органами России; — региональном — с институтами исполнительной власти (правительством, администрацией субъектов Федерации, с контролирующими ведомствами); — международном — с зарубежными правоохранительными органами, с Интерполом. Указанное взаимодействие строится по таким основным направлениям, как взаимообмен информацией и проведение совместных оперативно-профилактических операций. При этом особое значение имеет организация и осуществление взаимодействия правоохранительных органов России.

Продолжающийся рост организованной преступности обусловливает необходимость привлечения к борьбе с нею Федеральной службы безопасности (в том числе пограничной службы), органов таможенной службы. Расширение круга субъектов этой деятельности требует их большей согласованности, лучшего взаимодействия, усиления роли органов прокуратуры. В этих целях на основании совместного решения Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ России созданы следственно-оперативные группы (СОГ), объединяющие усилия следственных, оперативных, технических и других служб и подразделений соответствующих органов по пресечению и расследованию деятельности организованных преступных группировок.

Эти группы комплектуются из наиболее квалифицированных следователей и оперативных сотрудников. Успех предупредительной деятельности правоохранительных органов во многом также зависит от качества подготовки кадров, эффективности научных исследований, от разработки и умелого применения принципиально новых, научно обоснованных подходов к организации и методике профилактической и оперативно-розыскной деятельности. Главная цель осуществляемых в правоохранительных органах преобразований — совершенствование системы борьбы с организованной преступностью, приведение ее в состояние, позволяющее своевременно, адекватно и целенаправленно реагировать на изменение характера преступности, появление новых видов преступлений, на действия лидеров и авторитетов преступной среды; использование всего потенциала системы для нейтрализации и эффективной борьбы с организованной преступностью, ее вытеснения в традиционно криминальные сферы деятельности, для обеспечения реальной защиты личности, общества и государства от наиболее опасных преступных проявлений.

Контрольные вопросы и задания: 1. Раскройте понятие организованной преступности.

2. Каковы основные виды и особенности организованных преступных формирований? 3. В чем состоят криминологические особенности (характеристики) организованной преступности? 4. Раскройте особенности личности преступника, входящего в организованные преступные формирования.

5. Каковы основные факторы, обусловливающие существование и развитие организованной преступности?