Не пользуется земельным участком

Не пользуется земельным участком

Что такое пользование земельным участком: сущность, получение и реализация этого права


» Право закреплено в гражданском и земельном законодательстве Российской Федерации (далее – РФ). Оно позволяет использовать той или иной участок территории на свое усмотрение без права выкупа его в собственность.

Какие виды пользования землей не собственником существуют и какие особенности эксплуатации земельных участков нужно учесть?

Ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.

Рассмотрим сущность понятия права пользования землей, а также каковы его принципы. Данное право — это система норм, устанавливающих основания возникновения и прекращения права пользования землей, а также права и обязанности пользователей землей. К принципам права пользования относятся:

  1. равенство всех прав и обязанностей;
  2. сочетание землепользования с иными видами пользования.
  3. недопустимость владения землей без ее использования;

Субъекты земельных правоотношений являются носителями прав и обязанностей.

К ним относятся:

  1. граждане;
  2. юридические лица;
  3. иностранные физические и юридические лица;
  4. апатриды;
  5. Российская Федерации и ее субъекты;
  6. муниципальные образования.

К объектам в соответствии со (далее – ЗК) относятся земельные участки и их части, земля как природный ресурс и объект. Земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая входит в часть земной поверхности и обладает характеристиками, с помощью которых ее можно инфицировать как индивидуально определенную вещи.

Разрешенное использование земель означает, что при получении территории, устанавливается порядок и характер их эксплуатации, после чего данная территория не сможет применяться для других целей.

На данный момент существует три вида разрешенного использования земли:

  • Основной. Данный вид не нуждается в согласовании с правомочными управляющими органами. Собственник устанавливает такой вид сам, не получая при этом разрешения.
  • Условно-разрешенный. Необходимо пройти специальную процедуру выдачи разрешения, без которого установка вида использования будет считаться неправомерной.
  • Вспомогательный. Устанавливается как дополнение к основному или условно-разрешенному и расширяет функционал основного вида.

В выделяются такие :

  1. Безвозмездное пользование. Означает, что юридические лица или граждане имеют право передавать свою землю в пользование на определенное время без оплаты, что прописывается в договоре.
  2. Бессрочное пользование. Это форма предоставления участков из земель, которые находятся в ведении муниципального образования.

    Либо передача региональным властям земельной собственности государства.

  3. Сервитут, публичный сервитут. Это ограничительное право на использование чужой территории.

    Данное разрешение может потребоваться для проезда или прохода по чужой территории, к примеру, для проведения строительных работ или для возведения постройки. Получить разрешение возможно двумя способами: заключить соглашение с собственником или через суд.

  4. Аренда.

    Данное право пользования состоит в возможности эксплуатации определенной территорией в течение обозначенного времени и за конкретную стоимость (размер арендной платы указывается в договоре аренды).

не является автоматическим предоставлением права на распоряжение.

Право собственности включает в себя три правомочия:

  • — это возможность пользоваться обозначенной территорией в соответствии со своими целями.
  • Владение — это фактическое обладание определенной территорией, о чем будет свидетельствовать право собственности.
  • Распоряжение — это способность определять дальнейшее будущее территории, то есть продавать ее.

Таким образом, владелец вправе любым способом совершить отчуждение своих владений:

  1. завещать;
  2. продать и т. д.
  3. сдать в аренду;
  4. подарить;

При исключительном пользовании землёй у лица нет права на владение и распоряжение.

Все, чем обладает пользователь угодья — это документ, на основании которого он пользуется землей и осуществляет свои потребности в соответствии с законом и условиями договора.
Основания для предоставления земельных участков, собственниками которых являются государство или муниципальное образование:

  1. решение уполномоченного органа (либо государственного органа власти, либо органа местного самоуправления);
  2. договор аренды;
  3. договор безвозмездного пользования.

В каждом критерии речь идет о разном виде пользования земельным участком.

рассматривает предоставление территории, которая является собственностью государства или муниципалитета, а также регламентирует основания и порядок передачи такого рода земельных угодий в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное или в пользование на основании договора аренды. Подробнее о порядке предоставления земельного участка мы рассказывали .
Подробнее о порядке предоставления земельного участка мы рассказывали .

Заявление о должно содержать такие сведения как:

  • контакты заявителя.
  • основания, по которым пишется заявление;
  • цель, для которой необходима данная территория;
  • ФИО заявителя и данные его паспорта или наименование юридического лица, юридический адрес и его реквизиты;
  • кадастровый номер участка;

Если поступившее заявление не отвечает требованиям норм, то после рассмотрения, в десятидневный срок, уполномоченный орган возвращает его.

При этом заявителю объясняются причины, по которым заявление было возвращено.

В поэтапно описан процесс по предоставлению участков, которые находятся в собственности муниципалитета или государства без проведения торгов:

  1. Реализовывается государственный кадастровый учет земли для уточнения ее границ.
  2. Подается физическим или юридическим лицом заявление о возможности предоставления участка земли.
  3. Выполнение кадастровых работ обеспечивается для того, чтобы участок соответствовал проекту межевания территории, схеме расположения участка или проектной документации лесных участков либо кадастровых работ, с помощью которых можно уточнить границы угодья.
  4. Затем принимается решение о .
  5. Заключается договор купли-продажи, договор безвозмездного пользования территорией или договор аренды.
  6. Если планируется произвести преобразование земли, то нужно подготовить схемы ее расположения. Если территорию необходимо образовать или уточнить границы, то гражданину или юридическому лицу следует подать заявление о предварительном согласовании предоставления территории.
  7. Принимается решение о предоставлении территории.

Несмотря на то, что в ЗК указан порядок всех действий, которые следует выполнять — это не означает то, что нужно четко следовать этому списку.

Необходимость того или иного этапа зависит от целого ряда факторов.

У субъектов права пользования земельным участком существуют свои права и обязанности по отношению друг к другу.

Права, которыми наделяются землепользователи:

  • Для собственного блага использовать ресурсы, которыми обладает земли.
  • Самостоятельно проводить все хозяйственные мероприятия на предоставленной в земле.
  • Возводить на участке жилые и нежилые постройки. Тип строения при этом должен соответствовать целевому назначению земли.
  • Получать компенсацию затрат, вложенных в участок для приведения его в надлежащее сельскохозяйственное состоянием.
  • Осуществлять комплекс мелиоративных мероприятий, которые направлены на улучшение земли.
  • Использовать в режиме, не противоречащему действующему законодательству, обнаруженные на участке полезные ископаемые и находящиеся на его территории лесные и водные массивы.

Обязанности, возложенные на землепользователей:

  1. освободить занимаемую территорию по окончанию срока договора.
  2. своевременно вносить оплату за эксплуатацию участка, если такая оплата предусмотрена договором;
  3. использовать данный участок только в соответствии с его целевым назначением, в том числе ими может осуществляться только разрешённое строительство;
  4. содержать территорию в должном состоянии, проводить все необходимые мероприятия, направленные на сохранение и повышение плодородия на земельном участке;
  5. строить здания и сооружения с соблюдением санитарных и строительных норм;

Данный список прав и обязанностей не является исчерпывающим и может быть изменён или дополнен условиями договора о праве пользования конкретной территорией.

Более подробно особенности юридических отношений по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, были рассмотрены нами .

регулируется .

Согласно указанной статье, формами оплаты за пользование землей являются арендная плата и земельный налог (до того, как был введен в действие налог на недвижимость). В договоре аренды прописываются условия, порядок и сроки оплаты земельного участка, который находятся в частной собственности. В редких случаях установлению подлежит кадастровая стоимость территории для уточнения суммы арендной платы за участок, который является собственностью государства или муниципалитета.

В зависимости от вида пользования земельным участком, сроки регламентируются:

  1. срок частного сервитута определяется по соглашению сторон или решением суда;
  2. срок публичного сервитута определяется решением о его установлении или по решению суда;
  3. в случае аренды и безвозмездного пользования сроки устанавливаются в соответствии с договором.

У каждого участка земли, относящегося к той или иной категории, существует свой правовой режим эксплуатации земель, который не должен противоречить законодательству.

Если говорить о территориях, которые находятся в городских населенных пунктах, то стоит указать такие нюансы:

  • не допускаются нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических норм при эксплуатации;
  • наличие документов, подтверждающих целевое фактическое пользование земельным участком.
  • все мероприятия, проводимые на земле, должны соответствовать генеральному плану города;

Кроме того, в каждом муниципальном образовании существуют свои требования по эксплуатации предоставленных участков:

  1. На землях, выделенных для индивидуального жилищного строительства, запрещено сооружать дома этажностью больше трех, в которых может проживать более одной семьи.
  2. Если земли выделены для создания крестьянского фермерского хозяйства, то следует соблюдать требование, которое связано с эксплуатацией участка по его прямому назначению. Это значит, что все действия, осуществляемые на конкретной территории, должны быть направлены на создание такого хозяйства.
  3. Земельный участок, выделенный для ведения личного подсобного хозяйства, можно использовать только в своих личных целях.

    При этом условиями договора запрещена его передача в аренду.

  4. Если земли, к примеру, выделены на ведение личного подсобного хозяйства, то основным требованием к ним будет четкое соблюдение их целевого назначения.

В соответствии с п.12 к земельным участкам общего пользования относятся участки, которые заняты:

  1. бульварами;
  2. площадями;
  3. автомобильными дорогами;
  4. скверами и другими объектами.
  5. набережными;

Земли общего пользования не подлежат передаче в личную собственность. Тем не менее, некоторые объекты могут быть переданы во временную эксплуатацию. Таким образом, может быть только 2 варианта :

  • аренда;
  • безвозмездное бессрочное пользование.

Если одной стороной сделки является юридическое лицо, то будет применяться аренда.

А если речь идет о взаимоотношениях физического лица и государства, то вариантом получения угодья будет выступать заключение договора на право постоянного бессрочного пользования.

Земельный налог возлагается на лиц, владеющих участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (данное обстоятельство регламентируется ). А тем, у кого территория находится на праве безвозмездного пользования или передана по договору аренды платить налог не нужно.

Формула для расчёта земельного налога: Земельный налог = кадастровая стоимость участка *размер доли в праве на участок*налоговая ставка*коэффициент владения. При этом коэффициент владения необходим только в случае владения земельным участком в течение неполного года.

Если земельный участок используется не по его прямому целевому назначению, то данное нарушение рассматривается Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП).

При установлении кадастровой стоимости это влечет ответственность:

  1. Физическим лицам – 0,5–1% кадастровой стоимости, но не ниже 10 тыс. руб.
  2. Юридическим лицам – 1,5-2%, но минимум — 100 тыс. руб.
  3. Должностным лицам – 1-1,5%, но не ниже — 20 тыс. руб.

В случае не установления кадастровой стоимости, штрафные санкции будут следующими:

  1. Юридическим лицам – 100-200 тыс. руб.
  2. Должностным – 20-50 тыс.

    руб.

  3. Физическим лицам – 10-20 тыс.

    руб.

Помимо штрафа дается предписание по устранению нарушений и если оно не выполняется в установленный срок, то землю могут изъять. Также это может случиться, если эксплуатация сельскохозяйственных земель ведет к снижению их ценности.

В объединены основания прекращения двух видов прав на земельный участок.

Речь идет о праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения. Такие права могут быть прекращены если землепользователь или землевладелец отказывается от принадлежащего им права на территорию.

Для этого требуется подать заявление об отказе права на земельный участок в орган местного самоуправления. Основания для принудительного прекращения:

  • земля приведена в состояние, которое является непригодным для использования по целевому назначению;
  • территорию необходимо изъять для муниципальных или государственных нужд.
  • на участке были созданы или возведены самовольные постройки или не были выполнены обязанности, предусмотренных ;
  • был принесён вред используемой территории;
  • были нарушены правила целесообразного эксплуатирования земли;
  • были не выполнены обязательства по рекультивации земель и обязательных мероприятий по улучшению земли;

В соответствии со аренда территории прекращается по основаниям, которые устанавливает Гражданский кодекс РФ:

  1. отказ от аренды любой из сторон, если договор заключен на неопределенный срок;
  2. арендодатель или арендатор требует расторжения договора (если данное условие не было предусмотрено в договоре, то договор расторгается в судебном порядке);
  3. время действия аренды подошло к концу;
  4. отказ в одностороннем порядке от исполнения договора, если это допускается соглашением сторон или законом.

В к общим основаниям прекращения права безвозмездного пользования земельным участком относятся:

  • истек срок периода, на который земельный участок был предоставлен;
  • те же условия прекращения, что и у права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В соответствии со частный сервитут прекращается по следующим основаниям:

  1. по требованию собственника территории, которая обременена сервитутом;
  2. ввиду изменению обстоятельств, по которым он был установлен в судебном порядке.

Публичный сервитут прекращается в случае устранения общественных нужд, для которых он был установлен.

Подробнее о том, в каких случаях может возникнуть утрата права пользования участком, читайте . Право пользования землей является одним из центральных институтов земельного права. Многие собственники не используют свой участок по назначению, а предоставляют его в эксплуатацию другим лицам (как правило, это характерно для государства).
Многие собственники не используют свой участок по назначению, а предоставляют его в эксплуатацию другим лицам (как правило, это характерно для государства).

В этом случае у собственников сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему территории, но посредством получения арендной платы. Однако формально право пользования принадлежит тому, кто фактически эксплуатирует землю.

Предлагаем посмотреть видео о порядке пользования земельным участком: ( 3 оценки, среднее 3.33 из 5 ) Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Определение статуса земель общего пользования рассмотрено в Земельном кодексе РФ в статье 85.

Это В российском законодательстве есть разграничение между правом владения и пользования земельными участками. В последнем Предоставление земельных участков государством — один из сложных процессов, который осуществляется по-разному в зависимости Собственный участок земли – мечта многих людей.

Одним он нужен для тихой семейной жизни, Использование земельного участка всегда подразумевает получение дохода. Такой процесс всегда имеет правовое основание. В Претендент на получение земельного участка (ЗУ), от администрации населённого пункта, должен подать заявление уполномоченному

Вопросы ответственности за использование земельных участков без правоустанавливающих документов на землю

Одной из основных задач государственного земельного контроля является не только выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства, но и установление отсутствия таких нарушений, то есть их профи­лактика.

Данная статья призва­на еще раз напомнить о не­обходимости надлежащего оформления документов на земельные участки, а также проинформировать о мерах административной ответствен­ности за такое наиболее час­то встречающееся нарушение земельного законодательства у граждан, как использование земельных участков без офор­мленных в установленном по­рядке правоустанавливающих документов. Использование участка без оформленных в установлен­ном порядке правоустанавли­вающих документов на землю — правонарушение, при кото­ром пользователь не исполнил установленных законом требо­ваний к оформлению соб­ственных прав на землю. От­ветственность за данное адми­нистративное правонаруше­ние установлена ст.

7.1 Кодек­са Российской Федерации об административных правонару­шениях, согласно которой:

«Самовольное занятие земельного участка или исполь­зование земельного участка без оформленных в установ­ленном порядке правоустанав­ливающих документов на зем­лю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложе­ние административного штра­фа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи руб­лей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей»

.

К самовольному занятию чужого земельного участка следует, в частности, отнести завладение земельным учас­тком путем строительства на нем зданий, строений, соору­жений, огораживание, само­вольный посев (посадка) сель­скохозяйственных и иных культур при отсутствии над­лежащим образом оформлен­ных документов о предостав­лении земельного участка.

К правоустанавливающим доку­ментам на земельный участок относятся те документы, кото­рые закрепляют основания возникновения гражданских прав и обязанностей и офор­млены с учетом требований земельного законодательства (например, свидетельства на землю, решения органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении прав на зе­мельные участки, решения суда, свидетельства о праве на на­следство, договоры об отчуж­дении или передаче прав на земельные участки и т. д.) В ст. 25 Земельного кодекса РФ прямо указано, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным за­коном от 21.07.1997 №122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

. К субъектам, самовольно зани­мающим земельные участки или использующим земельные участ­ки без оформленных в установ­ленном порядке правоустанавливающих документов на землю, бу­дет применяться административное наказание в целях предупрежде­ния совершения новых правонару­шений, как самим правонарушите­лем, так и другими лицами.

Поэтому Управление Федеральной службы государственной регистра­ции, кадастра и картографии по Курской области предупреждает о необходимости документального оформления всех видов прав на зе­мельные участки, предусмотренных главами III и IV Земельного ко­декса РФ (т.е.

собственности, пра­ва постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного насле­дуемого владения, ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитуты), аренды, возмездного срочного пользования земельными участками) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

. При этом необходимо учитывать, что договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Отказ от права собственности

Собственникам и иным владельцам земельных участков, не стоит забывать, что помимо прав на землю, у них есть и обязанности.

В силу правовых норм действующего законодательства РФ, собственник земельного участка должен содержать принадлежащее ему имущество, оплачивать все необходимые налоги и платежи. Данная обязанность лежит на владельце не зависимо от того, пользуется он своим земельным участком или нет, есть у него возможность и желание приезжать и ухаживать за ним или нет. В случае, если земельный участок фактически не нужен его владельцу (нет сил и возможности обрабатывать участок), а совершить какую-либо сделку с участком не представляется возможным (участок не пользуется спросом) – от участка можно отказаться.

Процедура отказа от права собственности на земельный участок упрощена с принятием Федерального закона № 141-ФЗ от 22.07.2008г.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений»

. Ранее процедура была очень сложной.

Заявление об отказе от права собственности на землю подавалось в органы местного самоуправления (далее — МСУ), затем органы ОМСУ должны были обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйной земли.

Учет продолжался в течение года, и только после этого местные власти могли обратиться в суд с целью признания права собственности на земельный участок. После появления решения суда необходимо было зарегистрировать муниципальную землю, и только с этого момента прекращалось право собственности на земельный участок.

А до этого собственник был обязан нести все бремя содержания имущества, в том числе уплачивать налог на не используемую им землю. Особенности государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок регулируются статьей 56 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

Отказаться от права собственности на землю могут как гражданин или юридическое лицо, которые зарегистрировали свои права в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), так и лица, чьи права возникли до 31.01.1998г., но не были зарегистрированы в ЕГРН.

на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав.

Отказ представляет собой одностороннюю сделку. К заявлению необходимо приложить правоустанавливающий документ на земельный участок (постановление, решение, свидетельство, государственный акт, договор или иной документ, который подтверждает право на землю). Если право собственности зарегистрировано в ЕГРН, то представление правоустанавливающего документа не требуется (уже имеется в деле правоустанавливающих документов).
Если право собственности зарегистрировано в ЕГРН, то представление правоустанавливающего документа не требуется (уже имеется в деле правоустанавливающих документов).

Предоставление кадастрового паспорта такого земельного участка также не требуется. Земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, режима бесхозяйной вещи не приобретает.

Право собственности на земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

При этом, согласно п. 4 ст. 56 Закона о регистрации, при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права на него, осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта РФ или муниципального образования, к собственности которых будет отнесен такой земельный участок, без заявления о государственной регистрации возникновения и (или) перехода права на него.

В течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации на основании указанного пункта 4 ст. 56 Закона о регистрации прекращения права собственности на земельный участок и регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такой земельный участок, орган регистрации прав направляет уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (о регистрации права), а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок (о регистрации прекращения права).

Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок осуществляется в срок 7 (семь) рабочих дней с даты приема в МФЦ вышеуказанного заявления и приложенных к нему документов (при отсутствии причин для приостановления либо отказа в государственной регистрации). За государственную регистрацию прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права на него государственная пошлина не взимается, то есть вся процедура осуществляется бесплатно.

Использование, владение

898 604 972 862 2082 847 2765 624 980 1254 849 912 958 1482 1608 1290 397 685 610 1859 620 1443 769 561 921 1043 1042 2284 991 1096 609 1714 867 761 765 1865 991 1331 1836 1874 1 —> Регулирование именно данной категории земель осуществляется специальным ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 24.07.2002 № 101. – это земли, расположенные за пределами сельских и городских поселений, которые предоставляются для ведения сельского хозяйства. В соответствии с названным законом, на гражданина или организацию, имеющих в собственности сельхозучасток, налагаются определенные ограничения в части распоряжения им.

При продаже такого участка, его собственник обязательно должен путем направления письменного извещения сообщить о своем намерении в высший исполнительный региональный орган или муниципальный орган власти, так как эти субъекты имеет право преимущественной покупки сельхоз земли за счет средств регионального или местного бюджета соответственно. Если в отношении собственника поступил отказ приобрести участок либо ответ на письмо не пришел в течение месяца, то законный владелец сможет продать участок любому другому лицу на свое усмотрение.

Собственник не вправе изменять правовой режим своей сельхозземли, то есть менять ее разрешенное использование и целевое назначение. Особенно это касается земель, на которых производится пашня или сенокос.

Есть зоны сельхозземель, где разрешение на такое изменение условно разрешенное, но и в этом случае, чтобы это сделать, собственнику придется понести значительные траты на проведение процедуры общественных слушаний, а также обращаться в администрацию. Подводя итог, по вопросу возможности распоряжения земельными наделами необходимо выделить несколько ключевых моментов:

  1. Для некоторых категорий земель установлены ограничения по распоряжению. Например, для сельхозземель.
  2. Распоряжаться могут только собственники участков – в этом главное отличие пользования от собственности.
  3. Формы распоряжения могут быть разнообразными (сдавать в аренду и субаренду, продавать, завещать, передавать в качестве части уставного капитала юрлиц и др.).

Читайте еще.

1516 797 Свежее

  1. 30.04.2021
  2. 01.05.2021
  3. 02.05.2021
  4. 04.05.2021
  5. 03.05.2021

Консультация юриста Звонок бесплатный

Пользование земельным участком

По общему правилу собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1 ст. 209 ГК РФ). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (п. 3 ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п.

3 ст. 209 ГК РФ). Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе совершать с ним все не запрещенные законом действия, а именно: продавать, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду или распоряжаться им иным образом, если земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ч.

1 ст. 260 ГК РФ). Права собственника земельного участка перечислены в ст.

40 ЗК РФ. У собственников могут существовать и иные ограничения на использование земельных участков.

Так, Законом определены земли целевого назначения, в том числе сельскохозяйственного, использование которых для других целей не допускается или ограничивается.

, отнесенным к таким землям, может осуществляться лишь в пределах, определяемых его целевым назначением (ч. 2 ст. 260 ГК РФ). Помимо собственников, существуют и другие пользователи земельных участков, которые владеют и пользуются земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п.

2 ст. 264 ГК РФ). Права таких лиц предусмотрены ст.

41 ЗК РФ. Также следует обратить внимание на право пользования земельным участком собственником здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу. Такие собственники имеют право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

Такие собственники имеют право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости (ч. ч. 1 и 2 ст. 271 ГК РФ). Помимо этого, собственник здания, строения, сооружения имеет право на ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут).

Как правило, это необходимо для организации проезда, прохода, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, а также иных нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (ст. 274 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ). Ни Гражданский, ни Земельный кодексы РФ не предусматривают легального определения такого понятия, как «фактическое пользование земельным участком». О фактическом пользовании земельным участком говорится лишь в п.

4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

, согласно которому гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса РФ (т.е.

до 21.10.2001) либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса РФ. Также следует отметить, что фактическое пользование земельным участком имеет значение и для приобретения данного участка в собственность, если гражданин, не являющийся собственником участка, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий им как своим собственным в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на него в силу приобретательной давности (ст.

234 ГК РФ). Таким образом, право фактического пользования земельным участком имеет правовое значение для оформления в собственность земельного участка при условии нахождения в собственности недвижимости, расположенной на данном участке и находящейся в собственности до введения в действие Земельного кодекса РФ, либо открытого и фактического владения участком в течение пятнадцати лет. Нормы ЗК РФ предусматривают несколько вариантов предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Такие земельные участки могут быть предоставлены на основании:

  1. договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
  2. договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
  3. решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
    • решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
    • договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
    • договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
    • договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
  4. договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.

ст. 9 — 11 ЗК РФ (ст. 39.2 ЗК РФ) и в порядке, установленном ст.

ст. 39.2 — 39.20 ЗК РФ. Сам же порядок предоставления земельных участков напрямую зависит от права, по которому данный участок предоставляется (предоставление в собственность за плату, бесплатно, предоставление в аренду, безвозмездное пользование и т.п.), а потому каждая форма предоставления земельного участка имеет свои особенности.

Предельные установлены сразу несколькими нормативно-правовыми актами.

Так, п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что предельные размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пп. 2 ч. 6 ст. 30 и ст. 38 ГрК РФ).

О предельных размерах земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения идет речь в ст. 4 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

. В данной статье указано, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Таким образом, установление предельных размеров земельных участков для сельскохозяйственных нужд отнесено к компетенции субъектов РФ и регулируется региональным законодательством. Однако федеральным законодательством установлено ограничение, согласно которому максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта РФ равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков (ч. 2 ст. 4 ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

).

Также установлены и предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства.

Подобные нормативы устанавливаются органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 4 ФЗ от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»). При этом установлено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га.

Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз, что однако не распространяется на Дальневосточный федеральный округ (ч. 5 ст. 4 ФЗ от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).

По общему правилу, установленному в ст. 247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом. Данное правило применимо и к земельным участкам.

Так, если земельным участком владеют несколько собственников, то пользование таким участком должно осуществляться по соглашению между ними. И лишь при отсутствии общего соглашения сособственников или наличии между ними спора установить порядок пользования земельным участком необходимо в судебном порядке.

Следует обратить внимание, что даже при судебном определении порядка пользования земельным участком и определении, какая часть участка и в каком размере передается в пользование тому или иному сособственнику, сам участок остается неизменным и неделимым и у него остается прежний и единственный кадастровый номер. Если земельный участок принадлежит лицам на праве собственности, то единственный критерий, которым будет руководствоваться суд, это размер долей в праве собственности на земельный участок.

При этом установленный судом порядок пользования государственной регистрации не подлежит. Таким образом, для определения порядка пользования земельным участком (при отсутствии добровольного соглашения между сособственниками) необходимо подготовить и предъявить в суд по месту нахождения земельного участка исковое заявление об определении порядка пользования участком, ответчиками по которому будут другие собственники.

Сумма государственной пошлины по данному иску составит 300 рублей (пп.

3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ). В исковом заявлении следует указать, что истец является сособственником земельного участка, однако при отсутствии добровольного соглашения с другими сособственниками не имеет возможности пользоваться своей частью земельного участка или его права нарушаются.

Также в исковом заявлении следует попросить выделить в пользование конкретную часть земельного участка.

Помимо способа определения порядка пользования земельным участком, указанного выше, существует еще один способ, связанный с переходом права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам. В этом случае порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком (ч.

1 ст. 35 ЗК РФ). В любом случае при наличии споров о порядке пользования земельным участком следует обращаться с исковым заявлением в суд.

Соглашение о порядке пользования земельным участком может быть заключено сособственниками земельного участка в добровольном порядке путем составления и подписания одного документа. Специальной формы соглашения о порядке пользования земельным участком федеральным законодательством не предусмотрено, а потому могут быть даны лишь общие рекомендации по его составлению.

Чтобы иметь юридическую силу, соглашение должно быть составлено в письменной форме, поскольку данное соглашение является по своей сути двусторонней сделкой (ст.

153 и ч. 3 ст. 154 ГК РФ). В соглашении необходимо указать:

  1. реквизиты свидетельства о праве собственности на земельный участок с указанием долей, принадлежащих каждому сособственнику;
  2. реквизиты собственников — физических лиц (паспортные данные, адрес места жительства);
    • реквизиты собственников — физических лиц (паспортные данные, адрес места жительства);
    • реквизиты свидетельства о праве собственности на земельный участок с указанием долей, принадлежащих каждому сособственнику;
    • точное описание месторасположения земельного участка, его площадь, кадастровый номер, категорию и вид разрешенного использования;
    • детальное описание конкретного порядка пользования земельным участком, о котором стороны договорились.
  3. точное описание месторасположения земельного участка, его площадь, кадастровый номер, категорию и вид разрешенного использования;
  4. детальное описание конкретного порядка пользования земельным участком, о котором стороны договорились.

Читайте ещё по этой теме: Автор: С.А. Богатков

Право пользования земельным участком

898 604 971 862 2082 847 2765 624 980 1254 849 912 958 1482 1608 1290 397 685 610 1859 620 1443 769 561 921 1043 1042 2284 991 1096 609 1714 867 761 765 1865 991 1331 1835 1874 1 —> Если речь идёт об использовании земельного участка в нарушение его целевого назначения, за подобное использование нарушителя ждёт наказание, определяемое в соответствии с нормами действующего законодательства.

В том случае, если выявлено, что нарушение было осуществлено в небольшом размере (например, причинен незначительный ущерб почвенному покрову участка, что повлекло снижение плодородия почвы), наказание будет определяться в соответствии с административным законодательством.

Это же касается и нарушений в отношении соблюдения экологических норм эксплуатации участка. Если ущерб определяется как значительный или выявлен явный факт нарушения целевого использования участка (он выделен под ведение личного подсобного хозяйства, а на нем строится многоквартирный дом), в этом случае недобросовестного пользователя ждёт ответственность уголовная (наиболее часто дела возбуждаются в этом случае по мошенничеству, а также из-за выявления факта или нарушения экологической безопасности, что влечёт более серьёзные нарушения состояния участка).

собственником недвижимости сейчас является одним из наиболее распространённых в сфере правоотношений, связанных с использованием чужого имущества. Это обусловлено тем, что приобретение земли в собственность может позволить себе не каждый желающий, так как стоимость этого ресурса велика, а заключение договора пользования несет меньшие финансовые затраты. Как и в любом другом праве, в праве пользования есть субъекты и объекты.

Субъекты, в качестве которых выступают физические и юридические лица, наделены своими правами и обязанностями, которые закрепляются в договоре пользования.