Нужно ли платить при переезде из аварийного жилья

Нужно ли платить при переезде из аварийного жилья

Новый закон о расселении аварийного жилья


» » Автор статьи, практикующий юрист, эксперт по жилищному праву и ипотеке. Март 13, 2021 комментария 3 27.12.2019 г. президент Российской Федерации В. Путин подписал ФЗ №473-ФЗ

«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Законодательный акт от 27 декабря 2021 года принят Госдумой РФ 18.12.2019 г., Совет федерации одобрил его 23.12.2019г. После чего состоялось опубликование федерального закона в установленном порядке, и он начал действовать. Указанный правовой акт предусмотрел внесение поправок в Жилищный кодекс РФ, которые уточняют компетенцию органов государственной власти и муниципальных органов по вопросам, связанным с признанием объектов недвижимости жилого назначения непригодными для проживания граждан, жилых многоквартирных зданий аварийными, а также о проведении их капитального ремонта либо реконструкции.

Содержание Изменения, которые были внесены в ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 N 185-ФЗ, обращены на улучшение юридических способов соблюдения прав граждан на предоставление жилья после признания жилых домов аварийными, обеспечение их благоустроенным жильем и на реализацию задач Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».

Содержание Изменения, которые были внесены в ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 N 185-ФЗ, обращены на улучшение юридических способов соблюдения прав граждан на предоставление жилья после признания жилых домов аварийными, обеспечение их благоустроенным жильем и на реализацию задач Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».

В программу переселения, которая рассчитана до 2024 года, внесены объекты, признанные непригодными для проживания до 01.01.2017 года. К 2024 г. из аварийных домов в новое жилье должны быть переселены более 530 тыс.

граждан на территории всей России.

В целях реализации проекта выделено финансирование из бюджета порядка 430 млрд.

руб., кроме того, будут привлечены средства из внебюджетных источников. Новый закон сохранил все имеющиеся механизмы расселения ветхих и аварийных здания жилого фонда. Квартиросъемщикам муниципального жилья по договорам социального найма в ходе переселения также должны быть предоставлены равноценное жилые помещения, площадь которых не менее ранее занимаемых.

В отношении собственников аварийных квартир, закон делает уточнение, касающееся того, что в сумму компенсации взамен старой жилплощади должна входить рыночная стоимость участка земли, на котором находится жилой дом. Также внесенные в закон изменения наделяют органы государственной власти субъектов РФ компетенцией на использование мер дополнительной помощи, требуемой для расселения аварийного жилья.

Например, финансирование, выделяемое Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2021 году может использоваться для частичной денежной компенсации собственникам квартир в аварийном доме затрат на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту размером не более ключевой ставки за пользование кредитными средствами, которые использованы на покупку жилплощади. Помимо этого, региональные власти могут решить предоставить в отношении граждан-собственников квартир в аварийном жилом доме субсидий на частичную компенсацию расходов на покупку другого жилья.

Следует учитывать, что субсидия на покупку жилого помещения выделяется в размере не более разницы между ценой квартиры, равноценной по метражу изымаемой, которая рассчитывается в зависимости от нормативов стоимости кв.

метров, и предоставленной компенсацией. Также в качестве меры содействия может применяться выделение жилого помещения в наемном жилом доме.

Но использовать вышеуказанные меры поддержки социального характера могут только жильцы, которые владеют жилплощадью в аварийном объекте недвижимости и она является для них единственным жильем, на которое оформлено право собственности в Росреестре. Лица, которые имеют в собственности другое жилье, пригодное для проживания на постоянной основе, или занимаемые на основании договора соцнайма в ходе расселения аварийного жилья могут взамен получить только выкупную цену за жилплощадь, зарегистрированную за ними. Также чтобы избежать возможных злоупотреблений и безосновательного получения государственных субсидий, закон устанавливает правило, что квартира, выдаваемая взамен аварийного жилья, не предоставляется жильцам, оформившим собственность на квартиру в многоквартирном жилом доме после присвоения ему аварийного статуса (за исключением лиц, которые приобрели право собственности в порядке наследования).

Эти граждане получают только возмещение за непригодное для проживания жилье, в сумме, не свыше покупной стоимости данной жилплощади.

Правила переселения из муниципального жилья при сносе читайте в статье: .

Новый закон расширил возможные способы использования мер социальной поддержки, оказываемых государственным учреждением Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам России на осуществление местных программ расселения граждан. Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда.

Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда. После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающих в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет. До завершения данного срока местная администрация обеспечивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или уплатить им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости.

Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда. Таким образом, принятые изменения в процедуру расселения непригодного для проживания жилья позволяют обеспечить права граждан на широкий перечень мер социальной поддержки.

Федеральный закон вводит специальный механизм привлечения средств инвесторов в финансирование проектов комплексного развития городских территорий. Имеются в виду субсидии в отношении отдельных застройщиков, подписавших с местной администрацией соглашения о комплексном развитии территорий, на компенсацию произведенных затрат на исполнение обязательств по покупке для жильцов аварийных домов нового жилья или выплату денежной компенсации. Автор статьи, практикующий юрист, эксперт по жилищному праву и ипотеке.

Задать вопрос Такие субсидии может предоставляться в процессе выполнения строительными фирмами принятых на себя обязательств. Субсидия не может быть свыше 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

В законе в настоящее время установлены механизмы защиты инвестиционно привлекательных участков земли от использования для извлечения коммерческой прибыли. Изменения в законе устанавливают правило целевого использования земельных участков под переселяемыми аварийными объектами.

На изъятых территориях возможно размещение только объектов здравоохранения, социального обслуживания, образования и просвещения, объектов коммунального обслуживания, общественного управления, парков, зеленых зон, скверов, обустройство зон для занятий физкультурой, размещение жилья, строительство которых воплощается в действительность за счет средств бюджета.

Это условие не распространяется на земельные участки, на которых находились непригодные для проживания здания, если расселение жителей из них выполнялось в рамках осуществления договора о развитии городских территорий или комплексного развития. При нарушении данного условия, оказываемая помощь, предоставленная субъекту РФ для расселения жильцов из аварийных жилых помещений, некоммерческой корпорацией по содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства возвращается в бюджет. Кроме того, меняется порядок предоставления финансирования за счет Фонда реформирования на осуществление восстановительного ремонта и обновление сетей инженерных коммуникаций, процедура возвращения средств, предоставленных некоммерческой корпорацией, вводятся нюансы оказания Фондом содействия на расселение жильцов из аварийного жилья, которое получило такой статус после 01.01.2017 г.

Следует напомнить, что разработка закона Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России и общественный Фонд содействия реформированию ЖКХ началась в середине 2018 года.

За это время произведен анализ реализации программ переселения аварийных домов, выполнявшихся последние десять лет.

В этом вопросе субъекты РФ и некоммерческий Фонд значительно продвинулись, а полученные выводы были положены в основу законопроекта.

Региональные исполнительные органы могут самостоятельно выбирать конкретные меры поддержки, требующиеся для осуществления процедуры расселения ветхого жилищного фонда.

Бюджетные средства могут применяться для софинансирования ипотечного кредита на льготных условиях, формирования маневренного жилого фонда. Помимо этого, изменения в закон позволяют привлекать инвесторов для осуществления программ переселения аварийных объектов недвижимости, создавая в населенных пунктах благоприятные жилищные условия. О сроках расселения из аварийного жилья, .

Видео: Госдума вводит новые механизмы расселения аварийного жилья:

(No Ratings Yet)

Загрузка.

Аварийный дом: получение жилья при расселении

227417 Автор: Виталий Плотников Что такое ветхое и аварийное жилье?

Кто может претендовать на получение новой жилплощади вследствие признания помещения непригодным для проживания?

Какой порядок действий для признания жилья ветхим/аварийным и расселения граждан-собственников?

Об этом читайте в нашей статье. Одной из важнейших задач в жилищной политике российского государства является – переселение собственников жилых помещений, признанных ветхими или аварийными. Порядок действия по расселению граждан из ветхого жилья регулируется Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г.

№ 47, а также, ст. 32 Жилищного кодекса РФ и утвержденными программами в каждом отдельном регионе, действующими в рамках Постановления Правительства №1743.

Стоит отметить, что ветхое и аварийное жилье – понятия различимые, в частности:

  1. аварийное жилье – объекты, износ которых составляет от 70 до 100%; здания имеют сильно поврежденные несущие конструкции, что влечет за собой опасность для жизни и здоровья граждан.
  2. ветхое жилье – объекты, износ которых составляет не менее 70% в кирпичных строениях и не меньше 65% — в деревянных, здания не соответствуют требованиям действующих санитарных и эксплуатационных норм, хотя основная конструкция не несет собой угрозу разрушения;

Жилье признается ветхим специальной комиссией, в которую входят специалисты отдела архитектуры и градостроительства, жилищной инспекции, специалисты отдела коммунального хозяйства и благоустройства.

Процесс оценки жилья на несоответствие требованиям и стандартам инициируется на основании личного обращения граждан и государственных структур от лица форм самоуправления. Результат проведенного исследования несущих стен, перекрытий и коммуникационных сетей выдается на руки всем проживающим в помещении лицам.

В соответствии с Постановлением №47 жилье признается ветхим по следующим критериям:

  1. естественный износ несущих стен и перекрытий, составляющий не менее 65-70%, не может быть восстановлен даже при проведении капитального ремонта (осыпание отдельных частей конструкций, гниение деревянных элементов);
  2. износ конструкций стал причиной возникновения бактериологической и химической угрозы, а также других негативных последствий для жизни и здоровья граждан.
  3. недостаточный уровень поступления электро- и водоснабжения, приводящие в результате к техногенным авариям;

После проведения оценки комиссией составляется заключение о том, что данное помещение не может быть восстановлено для полноценной эксплуатации даже после проведения крупномаштабных ремонтных работ. Чаще всего ветхими домами признаются жилые помещения, амортизационный ресурс которых составляет более 70 лет.

Рассчитывать на расселение из ветхого и аварийного жилья в новый дом с комфортными условиями для проживания могут следующие категории граждан:

  1. собственники жилых помещений, прошедших государственную регистрацию права собственности, находящихся в муниципальном многоквартирном доме или собственники частных домов, чьи владения располагаются на муниципальной земле;
  2. владельцы комнат в коммунальных квартирах и общежитиях, являющихся также муниципальной собственностью.
  3. владельцы муниципального жилья, признанного аварийным, либо их правопреемники, проживающие в жилом помещении на основании договора соцнайма, заключенного с местной администрацией много лет назад;

В соответствии с результатами, полученными после оценки комиссией, и принятии ею решения о признании жилья ветхим или аварийным, все жильцы получают на руки характеристики и уведомления для дальнейших действий. Большими правами и, соответственно, наибольшей самостоятельностью, обладают владельцы жилых помещений, прошедших процедуру регистрации права собственности в Госреестре.

Этой категории граждан государство обязано предоставить альтернативный вариант квартиры или денежную компенсацию, которая, в свою очередь, определяется с учетом проведения анализа рыночной стоимости жилых помещений аналогичной площади и благоустройства района (ст.ст. 32, 87 и 89 Жилищного кодекса РФ).

Наименьшим перечнем возможностей обладают наниматели жилья, признанного в дальнейшем ветхим или аварийным. В данном случае граждане обязаны заключить новый договор аренды с муниципальным управлением или вправе отказаться от дальнейшего найма, если жилое помещение не соответствуют условиям для комфортного проживания.
В данном случае граждане обязаны заключить новый договор аренды с муниципальным управлением или вправе отказаться от дальнейшего найма, если жилое помещение не соответствуют условиям для комфортного проживания. На основании этого отказа обязаны предоставить нанимателю альтернативный вариант жилого помещения, в противном случае все вопросы разрешаются в судебном порядке.

Квартиры и иные жилые помещения, которые предлагаются гражданам в качестве альтернативы для переселения из непригодного для жизни жилья, являются объектами, возводимыми в рамках региональных программ переселения из ветхого жилья. Данное строительство находится под строгим контролем у государственных органов, в единичных случаях программа ветхое жилье допускает выкуп квартир на рынке вторичной недвижимости. Программа переселения из ветхого жилья предполагает выдачу собственнику, при наличии его согласия, денежной компенсации, срок выплаты определяется по соглашению с собственником в индивидуальном порядке.

В соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер выкупной стоимости жилья, признанного ветхим или аварийным, рассчитывается с учетом таких факторов, как:

  1. расходы владельца, возникшие в связи с прекращением обязательств в досрочном порядке, при этом учитывается обязательство по возмещению упущенной выгоды.
  2. рыночная стоимость квартиры, подлежащей выкупу;
  3. расходы, возникшие в связи с переездом, а также поиском другого жилья для его дальнейшего оформления;
  4. расходы, которые понес собственник в связи с выкупом квартиры;

Важно! Если владелец не согласен с размером назначенной денежной компенсации, данный вопрос может быть рассмотрен в судебном порядке. В случае выбора владельцем ветхого жилья альтернативного варианта квартиры, компенсация засчитывается в качестве оплаты за новое жилье.

Если рассчитанной компенсации недостаточно для полной оплаты нового жилья, допускается установление долевой собственности между физическим лицом и муниципальным образованием (то есть часть жилого помещения предоставляется в пользование по договору социального найма).

Многие владельцы жилых помещений, признанных ветхим или аварийными, задаются вопросом, сколько будет выделено для них квадратных метров жилой площади в случае предоставления альтернативного жилья.

В соответствии с действующим законодательством, переселяемым из ветхого жилья гражданам должно быть предоставлено равноценное по площади и показателям благоустройства жилье. Количество квадратных метров должно составлять не менее, чем в аварийном жилом помещении, и вместе с тем этот показатель должен быть равен не менее 18 кв.м. на каждого члена семьи. Стоит отметить, что этот показатель может изменяться в большую или меньшую сторону в зависимости от программы переселения из ветхого жилья, действующей в конкретном регионе или области.

Как мы уже писали выше, для того, чтобы дом был признан аварийным или ветхим с последующим выселением из него жильцов, в соответствии с Постановлением №47 создается региональная межведомственная комиссия, которая выносит решение о пригодности или непригодности жилого помещения для проживания. Порядок обращения в комиссию включает в себя несколько этапов: 1.

Письменное обращение лично собственником или нанимателем в соответствующие органы с требованием признать жилье непригодным для проживания. 2. Заключение органа, осуществляющего контроль и надзор за состоянием жилых помещений, о том, что жилье не соответствует установленным нормам и стандартам. 3. Подача заявления вместе с пакетом документов может быть осуществлена лично заявителем, через МФЦ или на сайте Госуслуг:

  1. документ, выданный экспертной комиссией, и подтверждающий факт того, что помещение признано не пригодным для проживания;
  2. иные документы, имеющие прямое отношение к делу и переселении.
  3. копии документов, подтверждающих право заявителя на проживание в данной квартире;
  4. проект реконструкции помещения;

4.

Рассмотрение заявления и проверка представленных сведений осуществляется в течение 30 рабочих дней с момента подачи. 5. Вынесение соответствующего решения комиссией:

  1. жилое помещение пригодно для проживания;
  2. существует необходимость в проведении капитального ремонта;
  3. жилье не пригодно для проживания ввиду несоответствия нормам и требованиям действующих законодательных актов;
  4. данное жилое помещение нуждается в реконструкции или перепланировке;
  5. дом признается аварийным и подлежит сносу.
  6. аварийный дом подлежит восстановлению в связи с проведением в нем крупномасштабных ремонтных ремонт;

На основании решения комиссии о непригодности жилья выносится решение о переселении жильцов из аварийного дома, и в дальнейшем издается распоряжение исполнительного органа государственной власти о порядке расселения.

Заключение комиссии составляется в 3-х экземплярах, направляется заявителю, собственнику помещения и один остается в комиссии.

В случае, если обращение было направлено почтовым отправлением или посредством портала Госуслуг, срок отправления решения заявителю, принятого комиссией, составляет 5 рабочих дней. Расселение из ветхого и аварийного жилья имеет определенный порядок, который зависит от принадлежности к категории жилого помещения, это может быть жилищный фонд:

  1. муниципальный.
  2. государственный;
  3. частный;

Вместе с тем, программа переселения из ветхого жилья предполагает следующие меры компенсации: 1.

Предоставление равноценного жилого помещения. Данная мера возможна, если выселяется собственник.

Предоставляется жилье, полностью соответствующее техническим характеристикам прежнего помещения, включая размер общей площади и количество комнат. 2. Предоставление альтернативного жилья по договору социального найма. Жилые помещения, которые предоставляются по договору соцнайма для граждан, расселяемых из ветхого или аварийного жилья, должны находиться на учете в фонде социального пользования.
Жилые помещения, которые предоставляются по договору соцнайма для граждан, расселяемых из ветхого или аварийного жилья, должны находиться на учете в фонде социального пользования.

Размер такого жилого помещения соответствует установленным в регионе нормам, положенным на каждого члена семьи на момент принятия распоряжения о выселении. Предоставляемое по соцнайму жилье должно располагаться в том же районе или области, что и признанное аварийным.

В случае, если владельцы помещений, признанных непригодными для проживания, отказываются расторгать договор социального найма, данный вопрос будет рассматриваться в судебном порядке. Судом будет вынесено решение о принудительном выселении жильцов с предоставлением альтернативного жилья.

3. Выплата выкупной стоимости жилья, признанного ветхим или аварийным.

В соответствии со ст. 32 ЖК РФ граждане имеют право получить денежную компенсацию, как альтернативу предоставления иного жилого помещения. Выкупная стоимость включает в себя рыночную стоимость жилья, оформления правоустанавливающих документов и расходы на переезд.

В случае, если собственник отказывается от получения выкупной цены, государственный орган вправе обратиться в суд.

В судебном решении будет указываться стоимость, которая будет выплачена владельцу помещения. Как показывает практика, большинство судебных споров связано с искусственно заниженной выкупной ценой государством, и, учитывая безвыходность своего положения, собственники зачастую вынуждены соглашаться на такие кабальные сделки. Признание жилья аварийным нередко требует переселения его жильцов только на период проведения ремонтных работ по реконструкции и восстановлению здания.

В этом случае наймодатель должен предоставить гражданам альтернативное жилье, входящее в так называемый маневренный фонд (ст. 95 ЖК РФ). Жильцы, которые не согласны на временное выселение, могут быть переселены в принудительном порядке на основании судебного решения. При этом за нанимателем сохраняется право на возвращение в реконструированное помещение независимо от продолжительности ремонтно-восстановительных работ.

Важно! Гражданин не сможет вернуться в помещение, где он раньше проживал, если после ремонта были изменены размеры площади, не соответствующие в результате необходимым нормам.

Виталий Плотников, Магистр юриспруденции, главред сайта Опытный юрист с 10 летним стажем.

В 2010 году окончил МГЮА. В 2014 году основал юридический портал Pravovedus.ru.

Рекомендуем почитать 18 сентября Договор долевого участия по 214-ФЗ является надежной защитой прав покупателей объекта недвижимости. И если для потребителей он представляет определенные преимущества, то для застро. 29511 Подробнее 21 февраля В большинстве случаев для ведения предпринимательской деятельности требуется переустройство или перепланировка нежилых помещений.

О том, какой порядок оформления перепланировки уст. 212079 Подробнее 18 сентября Многие до сих пор задаются вопросом — зачем нужна приватизация квартиры?

Насколько сложно приватизировать квартиру и какие «подводные камни» могут встретиться при осуществлении дан.

12805 Подробнее 19 сентября С 15 июля 2016 г.

в России вступил в силу закон, отменяющий выдачу свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество, который сохраняет свою актуальность и в 2018 г. Как б. 12415 Подробнее 19 сентября Вопрос о приватизации служебного жилья по прежнему является актуальным для многих людей, проживающих в ведомственных квартирах.

О том, что такое служебное жилье, какой порядок прив. 23527 Подробнее 19 сентября Какими правами владеет собственник жилого помещения?

Какими статьями закона регулируются права и обязанности собственника? Какую ответственность несут члены семьи собственника? Об. 30404 Подробнее

На что имеют право жители аварийного дома?

Проблема расселения аварийных домов в России на протяжении долгих лет остаётся, к сожалению, одной из насущных.

Связано это, в том числе с тем, что на территории современной России значительная часть населения проживает в старых домах постройки XIX-нач. XX вв., а также в многоэтажках, которые возводились в послевоенный период времени ускоренными темпами с целью максимально быстро восстановить разрушенный жилой фонд.
XX вв., а также в многоэтажках, которые возводились в послевоенный период времени ускоренными темпами с целью максимально быстро восстановить разрушенный жилой фонд.

На сегодняшний день эти жилые здания не соответствуют требованиям и нормативам безопасности, установленным действующим российским законодательством.

В связи с этим на федеральном уровне принят ряд законодательных актов, направленных на урегулирование сложившейся ситуации. При этом, собственнику либо нанимателю квартиры, а также собственникам нежилых помещений, расположенных в жилых домах, признанных аварийными, необходимо четко понимать, какие права они имеют в связи с присвоением дому такого статуса.

Содержание: В настоящее время ни Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ), ни Положение

«О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»

, утвержденное (Постановление № 47) не дает четкого определения «аварийный жилой дом».

В то же время указанным Постановлением достаточно обстоятельно определяются основания для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Поэтому основания, содержащиеся в данном нормативном акте, применяются, в том числе при решении вопроса о признании находящегося в эксплуатации многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно Постановлению № 47, признание жилого дома аварийным возможно, если:

  1. дом находится в районах природных катаклизмов и техногенных катастроф;
  2. несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования ().
  3. отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме;
  4. отсутствие в жилом доме свыше 5-ти этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции;
  5. дом находится вблизи линий высоковольтных электропередач:
  6. произошло частичное разрушение строения вследствие пожара, землетрясения, наводнения;
  7. рядом проходят оживлённые магистрали, которые создают в квартирах повышенный уровень шума, превышаемый установленные нормы.
  8. его износ составляет свыше 70%;
  9. его санитарное состояние не соответствует установленным в Постановлении № 47 требованиям; Подробнее Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:
    • отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме;
    • отсутствие в жилом доме свыше 5-ти этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции;
    • несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования ().

Кроме того, строение признаётся подлежащим сносу, если технически невозможно исправить имеющиеся недостатки.

Например, при таком состоянии несущих конструкций здания, когда они вследствие их естественного износа или внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и представляют опасность для проживающих. Подробнее Наряду с понятием «аварийный дом» во многих региональных и муниципальных программах, судебных актах, а также в обиходной речи используется понятие «ветхое жильё». Между тем ни Жилищный кодекс РФ, ни Постановление № 47 его не упоминают и соответственно не дают его определения.

Анализ правоприменительной практики позволяет сформулировать понятие ветхого состояния здания как состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ:

  1. деревянных домов — свыше 65%;
  2. мансард — свыше 65%.
  3. домов со стенами из местных материалов – свыше 65%;
  4. для каменных домов — свыше 70%;

При этом основные несущие конструкции здания сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако само здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям (в т.ч.

«Методические рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности»

(утв. ), «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы.»). Таким образом, ветхое жилье характеризуется высокой степенью износа его конструкций без опасности их обрушения и соответственно, не представляет опасности для жизни, а аварийное жилье имеет деформации и повреждения несущих конструкций, так что проживание в данном жилом помещении опасно для жизни ввиду реальной возможности обрушения.

Цель обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда поставлена перед органами власти всех уровней ещё в 2008 году. Однако, поскольку на сегодняшний день она так и осталась недостигнутой, достижение ее продлено .

В настоящее время достижение указанной цели запланировано в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», который включает в себя, в том числе федеральный проект по расселению аварийного жилья «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Предполагается, что на основе успешного опыта реализации аналогичных программ 2013-2017 годов будут уточнены параметры признания жилого дома аварийным, сформированы постоянно действующие механизмы расселения аварийного жилого фонда, в том числе за счёт предоставления регионам расширенного набора инструментов, таких как: выкуп жилья, мена, субсидии на приобретение, развитие застроенных территорий, наёмные дома. Указанная программа по переселению из аварийных домов реализуется федеральным правительством совместно с региональными и муниципальными властями в соответствии с

«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

.

Согласно нормам данного закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Подробнее После 1 января 2021 года указанные программы утверждаются на период до 1 сентября 2025 года.

Региональные власти формируют перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Подробнее Сведения о включении жилого дома в реестр аварийных домов, доступны для ознакомления на официальном сайте Государственной корпорации — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ . Факт наличия того или иного признака аварийности не является достаточным основанием для вывода о том, что жилой дом является непригодным для проживания.

Принятие решения о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в любом случае, производится в установленном порядке. Действующим законодательством предусмотрен специальный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.

Согласно Постановлению № 47 признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется специально созданной для этих целей межведомственной комиссией. Причем решение указанного вопроса является исключительной компетенцией указанной комиссии и не входит в полномочия даже судебных органов. Подробнее Обжаловать в судебные органы можно только решения указанных межведомственных комиссий по вопросам, связанным с признанием жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, либо бездействие органов власти по принятию указанных решений.

Основанием для начала работы межведомственной комиссии может быть:

  1. заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции ().
  2. заявление собственника помещения;
  3. заявление гражданина (нанимателя);

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления комиссия принимает одно из следующих решений:

  1. о выявлении оснований для признания многоквартирного дома () аварийным и подлежащим реконструкции;
  2. о выявлении оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу;
  3. об отсутствии оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании полученного заключения комиссии о выявлении оснований для признания МКД аварийным в течение 30 дней принимают решение о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и издают распоряжение с указанием способов дальнейшего использования помещения и сроков отселения граждан.

Собственникам жилых помещений в аварийном МКД направляется уведомление о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, а также проект соглашения об изъятии для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, установленные законом (). Если собственник не заключил соглашение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, орган государственной власти или , принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о принудительном изъятии жилого помещения (). Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования этим помещением, если в собственности у него нет иных жилых помещений, — на срок не более чем на 6 месяцев после предоставления ему возмещения, если соглашением с ним не установлено иное (. Подробнее Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого объекта недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением ().

Судебная практика: Сложившаяся судебная практика указывает на то, что установленный порядок применим и в отношении частных жилых домов, принадлежащих гражданам на праве собственности, поскольку законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых домов в целях признания их пригодными либо непригодными для проживания граждан ().

Существенное значение для реализации прав при признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу имеет то обстоятельство, является ли лицо собственником жилого помещения в нём или пользуется помещением по договору социального найма. Права граждан — собственников квартир при признании жилого дома аварийным зависят от оснований выселения. Действующее законодательство различает два основания для расселения граждан из аварийного жилья:

  1. расселение граждан, когда жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан, но принято решение об , на котором расположен жилой дом для государственных или муниципальных нужд;
  2. признание жилого дома аварийным и включение его в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В первом случае, когда , признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном .

Согласно этой статье собственник может рассчитывать только на выплату выкупной цены изымаемого жилого помещения. При этом не обязаны обеспечивать собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (; . Во втором случае, когда МКД включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственники жилых помещений вправе рассчитывать не только на выкуп изымаемого жилого помещения, но и на предоставление взамен другого жилого помещения.

Причем выбор любого из названных способов остается за собственником жилого помещения (; ). Исключением являются собственники, которые приобрели жилые помещения уже после признания МКД аварийным. Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение.При этом размер возмещения не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Правовые последствия признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в МКД законодательством прямо не урегулированы. Однако в предусмотрено, что в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном ГК РФ. Приведенная норма связывает возможность компенсации стоимости недвижимого имущества его собственникам с прекращением права собственности на недвижимое имущество при , на котором оно находится.

Указанная позиция подтверждается существующей судебной практикой. (. Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным .

При этом размер возмещения за изымаемое жилое помещение включает в себя:

  1. рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество;
  2. рыночную стоимость жилого помещения;
  3. убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенная выгода, а также сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт (; ).

В любом случае размер возмещения за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (). Иные расходы, связанные с переселением из аварийного дома и переездом собственника в новую квартиру (расходы на оплату транспорта, услуг агентства по подбору квартиры, расходы на оформление документов при купле-продаже иного жилья), как правило, возлагаются на гражданина, осуществляющего переезд. Однако, в частных случаях возможна компенсация понесенных расходов (полностью или частично) органами муниципалитета.

Как правило, получить такую компенсацию возможно только в судебном порядке. В случаях, когда проживающий в квартире человек является социальным нанимателем, (т.е.

квартира, в которой проживает гражданин, находится в собственности у государства), процесс переселения из аварийного дома или жилья, подлежащего сносу, происходит по упрощенной схеме: с ним заключается договор социального найма в отношении другого помещения. При этом предоставляемое другое жилое помещение должно быть:

  1. благоустроенным (т.е. вне зависимости от наличия в старом доме коммуникаций, новый должен быть с водой, сантехникой и центральным отоплением);
  2. отвечать установленным к жилым помещениям ;
  3. находиться в границах данного населенного пункта. (; ).
  4. равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению;

Подробнее Предоставляемое жилое помещение может находиться в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, только с письменного согласия переселяемых граждан. При этом отказы граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта, в том числе неоднократные, не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по или в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение ( ).

Если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого помещения учитывается:

  1. общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая);
  2. а также долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Судебная практика: При предоставлении жилья не учитывается наличие в собственности нанимателя или членов его семьи иных жилых помещений (. Если наниматели стояли на очереди для улучшения жилищных условий, при переселении из аварийного дома за ними сохраняется очередь вне зависимости от того, в какие жилищные условия их переселят.

В случае отказа нанимателя выехать в предоставляемое жилое помещение вправе обратиться в суд с соответствующим иском. Очень часто граждане, проживающие в жилых домах, признанных аварийными, заблуждаются в своих ожиданиях относительно условий переселения и параметров подлежащих предоставлению квартир. Поэтому считаем необходимым разобраться в наиболее популярных заблуждениях относительно данного вопроса.

1-е заблуждение: Если прописать в жилье как можно больше людей, то будет предоставлена площадь, исходя из установленной нормы жилой площади на человека. Согласно нормам действующего законодательства предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Исключением из указанного случая может быть только ситуация, если люди состоят на учете в качестве нуждающихся.

При этом они не должны в течение установленного законом времени намеренно выполнять какие-либо действия, которые приводят к ухудшению их условий жизни. Но в ряде случаев даже нахождение на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не дает права на получение жилого помещения большего размера.

Предоставление жилья большей площадью при переселении из аварийного дома является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления и зависит от соответствующей финансовой возможности, предусмотренной местным бюджетом. 2-е заблуждение: Если в жилье прописано две семьи, то можно получить две квартиры.

Многие убеждены, что при предоставлении квартиры будет учитываться количество проживающих в расселяемой квартире семей. На самом деле люди, проживающие в квартире по договору соцнайма, могут рассчитывать только на одну квартиру, которая будет идентична предыдущему жилью по квадратуре. 3-заблуждение: Можно выбирать квартиру много раз, пока муниципалитет не предложит идеальный вариант.

На самом деле муниципальные власти предложат ограниченное число вариантов, а если наниматели не будут согласны с переездом, то муниципалитет обратится в суд для принудительного выселения. Согласно в случае признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции орган, вынесший такое решение, может потребовать от собственников помещений в этом доме снести или реконструировать дом.

На практике собственники жилых помещений, как правило, не сносят за счет собственных средств МКД по причине дороговизны данного мероприятия.

Если в установленный срок собственники не выполнят предъявленное требование, земельный участок, на котором расположен дом, и, соответственно, каждое помещение в этом доме подлежат изъятию для муниципальных нужд.

Соответствующее решение подлежит обязательному направлению в Росреестр для внесения сведений об изъятии в . Подробнее Особая процедура установлена для сноса аварийных жилых домов, расположенных в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии в порядке, установленном градостроительным законодательством.

В этом случае орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан:

  1. установить срок не менее 6-ти месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома.
  2. предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции;

В случае, если собственником или собственниками МКД в течение установленного срока не будет подано в установленном порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме также подлежат изъятию для муниципальных нужд ().

Причем изъятие земельного участка в таком случае до истечения установленного срока допускается только с согласия собственника ().

Право собственности на квартиру, расположенную в аварийном доме, прекращается в на основании одного из следующих документов:

  1. вступившего в законную силу судебного акта об изъятии жилого помещения и прекращении права собственности (при этом органы муниципальной власти вправе обратиться в Росреестр в одностороннем порядке).
  2. соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении другого жилого помещения или возмещения за изымаемую квартиру (в данном случае должны собственник с заявлением о переходе права и муниципальное образование – с заявлением о регистрации права; в данном случае не уплачивается);

Вам может потребоваться помощь с документами.