Облагается ли налогом на прибыль помещение полученное в оперативное управление

Минфин России разъяснил, облагается ли недвижимость учреждения налогом исходя из кадастровой стоимости


Анонсы 11 мая 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 17 мая 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

15 мая 2021 Изменения, внесенные в объекта обложения налогом на имущество организаций с 1 января 2021 года, до сих пор вызывают сомнения: может ли недвижимое имущество учреждений, органов власти или местного самоуправления, принадлежащее им на праве оперативного управления, облагаться налогом исходя из кадастровой стоимости? Минфин России разъяснил (), что исходя из кадастровой стоимости может недвижимое имущество, принадлежащее организациям на праве собственности или хозяйственного ведения. Таким образом, порядок налогообложения недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости на объекты основных средств, принадлежащие учреждениям на праве оперативного управления, не распространяется.

Учреждения по-прежнему налоговую базу как среднегодовую стоимость недвижимого имущества, учитываемого на балансе в составе основных средств. Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Теги: , , , , , , , Источник: Документы по теме: Читайте также: Минфин России подготовил соответствующие разъяснения. Ответ на вопрос, волнующий многих бухгалтеров бюджетной сферы, – в разъяснениях экспертов компании «Гарант».

В частности, эксперты компании «Гарант» советуют направить на указанные цели средства экономии субсидии на выполнение задания.

Также Министерство пояснила как отразить выплату зарплаты и стипендий.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Налог на прибыль от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОТ СДАЧИ В АРЕНДУ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ Т.

В. СУДЛРЕВЛ, старший финансовый консультант юридической компании «Налоговик» В Налоговом кодексе РФ (НК РФ) не всегда удается найти точное указание о том, как надо действовать в конкретной ситуации. Возможно, это и не требуется — по ряду признаков, перечисленных в законе, определяется и порядок действий налогоплательщика для расчета налога.

Но когда ситуация осложнена множеством весьма индивидуальных нюансов, найти норму в законе очень непросто, а порой такой нормы и вовсе нет. Рассмотрим один из подобных случаев, который не описан в НК РФ, когда бюджетное учреждение получает доход от сдачи в аренду находящегося у нее в оперативном управлении недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью.

Вопрос заключается в том, должна ли такая организация исчислять налог на прибыль при получении указанного дохода. Отсутствие нормы в законе порождает судебные споры. С одной стороны, необходимость урегулирования таких вопросов приводит к обоснованию порядка расчетов с ведомствами, в данном случае это Минфин России и ФНС России, а с другой стороны — сами организации не желают платить налоги, в отношении которых налоговым законодательством не установлены четкие нормы.
С одной стороны, необходимость урегулирования таких вопросов приводит к обоснованию порядка расчетов с ведомствами, в данном случае это Минфин России и ФНС России, а с другой стороны — сами организации не желают платить налоги, в отношении которых налоговым законодательством не установлены четкие нормы. Бюджетная организация — это организация, созданная органами государственной или местной власти для осуществления функций некоммерческого характера.

Такая организация финансируется из федерального, регионального, местного бюджета или из государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Что касается имущества, переданного из государственного или муниципального бюджета такой бюджетной организации, то она владеет им на праве оперативного управления.

Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) право оперативного управления заключается в том, что организации, за которыми закреплено такое имущество, владеют, пользуются и распоряжаются им лишь в ограниченных законом пределах, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Для любого способа распоряжения имуществом (в том числе и для сдачи его в аренду) необходимо получить согласие собственника в силу положений ст. 297, 298 ГК РФ. Собственник имущества, переданного в оперативное управление, вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

В отношении недвижимого имущества такая процедура неисполнима, однако при сдаче в аренду собственник вправе забрать все доходы, полученные от этой сделки.

Например, в п. 1 ст. 6 Закона г.

Москвы от 02.12.2009 № 10 «О бюджете города Москвы на 2010 год» доходы от сдачи в аренду государственного имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям г. Москвы, в полном объеме зачисляются в бюджет г.

Москвы. А такие же доходы, полученные предприятиями, находящимися в собственности г. Москвы, в полном объеме учитываются в составе доходов этих предприятий. В зависимости от вида организации будет отличаться и порядок налогообложения налогом на прибыль полученных от сдачи в аренду доходов.

Арендная плата, полученная бюджетными организациями, относится на основании ст. 42 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Доходы от использования имущества в соответс- твии с п.

5 ст. 41 БК РФ признаются неналоговыми доходами бюджетов и учитываются в составе доходов бюджетов после уплаты налогов и сборов в порядке, установленном налоговым законодательством. Однако это положение в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного или муниципального имущества, пока не применяется. Норма начинает действовать только после вступления в силу федерального закона о внебюджетной деятельности, который призван определить особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности.

А пока он не принят, следует руководствоваться переходными положениями Федерального закона от 26.04.2007 № 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 63-Ф3).

А пока он не принят, следует руководствоваться переходными положениями Федерального закона от 26.04.2007 № 63-Ф3

«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»

(далее — Закон № 63-Ф3).

В соответствии с подп. 1 п. Ист. 5 Закона № 63-Ф3 доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства. Такие поступления в дальнейшем могут быть направлены, к примеру, на содержание и развитие материально-технической базы указанных бюджетных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.

В соответствии с подп. 2 п. Ист. 5 Закон № бЗ-ФЗдля определения порядка использования доходов от сдачи в аренду отсылает к правовым актам представительного органа муниципального образования, т.

е. к закону о бюджете соответствующего субъекта РФ. На основании п. Зет. 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам бюджетов лишь после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством.

Это не относится к имуществу автономных учреждений, а также имуществу государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. В соответствии со ст. 45, 52 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять и уплачивать налог на прибыль.

При этом бюджетная организация должна также самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога на прибыль.

В свою очередь, денежное обязательство этой бюджетной организации может быть исполнено только в порядке, установленном для исполнения бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета в соответствии с приказом Минфина России от 19.09.2008 № 98н

«О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета»

. Порядок налогообложения таких доходов был предложен УФНС России по г. Москве в письме от 20.10.2009 № 16-15/109187.

На основании ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, т. е. полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. Таким образом, налоговая база по налогу на прибыль организаций должна определяться как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . При этом на основании ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

В ст. 251 НК РФ определен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

На этом основании налоговое управление делает вывод, что в гл. 25 НК РФ не предусмотрено исключение доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, из состава доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Поэтому все бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и должны определять налоговую базу по этому налогу в установленном налоговым законодательством порядке.

Участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче в пользование арендаторам имущества, находяще- гося в федеральной собственности и переданного бюджетным учреждениям в оперативное управление, в соответствии со ст.

321.1 НК РФ рассматривается налоговым органом как коммерческая, т. е. приносящая доход деятельность этих бюджетных учреждений. Согласно п. 4ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном в ст.

Согласно п. 4ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном в ст. 249 НК РФ, т. е. средства, полученные от сдачи в аренду имущества, подлежат учету бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом в целях налогообложения прибыли доходы от сдачи федерального имущества в аренду должны быть уменьшены на расходы, непосредственно связанные с эксплуатацией и содержанием переданного в аренду федерального имущества, а также на суммы налога на имущество организаций и земельного налога в части, приходящейся на сдаваемое в аренду имущество.

На основании п. 4 ст. 321.1 НК РФ при определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности, также относятся: — суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности; — расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансовое обеспечение данных расходов не предусмотрено бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетномуучреждению. Таким образом, по мнению налоговых органов, при сдаче в установленном порядке в аренду федерального имущества, находящегося на праве оперативного управления, государственное учреждение учитывает доходы в виде арендной платы при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов. При этом доходы от сдачи имущества в аренду могут быть уменьшены на расходы, непосредственно связанные с получением таких доходов, при условии их соответствия критериям признания расходов в целях налогообложения прибыли, определенным вп.1 ст.

252 НК РФ. Порядок исчисления и уплаты федеральными бюджетными учреждениями налога на прибыль организаций с доходов, получаемых ими от сдачи имущества, находящегося в государственной собственности и переданного указанным бюджетным учреждениям в оперативное управление, определен в письме Минфина России от 14.11.2008 № 02-030/3467. Сразу отметим, что этот порядок в 2010 г. не применяется в соответствии с письмом Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383.

Свою позицию налоговые органы обосновали в информационном письме ВАС РФ от 22.12.2005 № 98, письмах Минфина России от 29.04.2008 № 01-СШ/30 и от 27.03.2009 № 03-03-05/54. Судебная практика поддерживает позицию финансового и налогового ведомств в части необходимости уплаты налога по указанным сделкам.

Но при этом судам приходится также разбираться и с тем, из каких источников должен быть уплачен этот налог, поскольку финансирования на эту статью расходов у бюджетных организаций нет. Погашение задолженности по налогу на прибыль из других источников приводит к другому нарушению — нецелевому использованию бюджетных средств. Все доходы от аренды государственного имущества проходят буквально сквозь эти организации, поступая прямо в бюджет.

Словом, бюджетное учреждение не получает доходов от сдачи в аренд у имущества и, соответственно, денег на уплату налогов у него нет.

К сожалению, это не является законным основанием для того, чтобы не платить налоги, и арбитражная практика по этому вопросу складывается не в пользу бюджетных организаций. Однако есть примеры решений в пользу бюджетных организаций.

Например, постановление от 07.12.2006 по делу № А43-13555/2006-6-325 ФАС Волго-Вятского округа (определением ВАС РФ от iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 29.03.2007 № 3257/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), в котором суд такую арендную плату расценил как средства целевого бюджетного финансирования, которые, в свою очередь, не облагаются налогом на прибыль. В постановлении от 22.12.2009 по делу № А06-3200/2009 ФАС Поволжского округа решение налогового органа признал недействительным только в части начисления бюджетному учреждению пени и привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль.

Суд исходил из того, что недоимка по налогу образовалась в связи с отсутствием механизма, обеспечивающего реализацию положений бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах в части налогообложения доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности.

Суд исходил из того, что недоимка по налогу образовалась в связи с отсутствием механизма, обеспечивающего реализацию положений бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах в части налогообложения доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности.

Когда в такой ситуации оказался Московский авиационный институт, он, как и многие бюджетные организации, налог не уплатил. Налоговый орган обратился за взысканием в суд, и спор дошел до Конституционного суда РФ.

Бюджетная организация поставила под сомнение возможность уплаты бюджетным учреждением налога на прибыль с дохода от сдачи в аренду государственного имущества и просила признать противоречащими Конституции РФ п. 4ст. 250 НК РФ и абз. 2 п. Зет. 41 БК РФ. По мнению заявителя, содержащиеся в них нормы, предполагающие включение в налоговую базу по налогу на прибыль организаций средств, полученных бюджетными учреждениями образования от сдачи в аренду государственного имущества, вводят экономически необоснованную налоговую обязанность и нарушают конституционное требование определенности налогового регулирования.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 № 10-П по данному делу говорится, что существующий порядок уплаты налога на прибыль с доходов от аренды не соответствует Конституции РФ. При этом вп.З этого постановления дается распоряжение федеральному законодательному органу в срок до 01.03.2010 урегулировать порядок уплаты налога на прибыль государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества.

Однако обязанность уплаты налога на прибыль организаций Конституционный Суд РФ признал не противоречащей Конституции РФ. Впредь до внесения в законодательство необходимых изменений государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования не освобождаются от обязанности его уплаты в порядке, определяемом на данный момент с учетом разъяснений, содержащихся в правовых актах уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по вопросам применения законодательства о соответствующем налоге.

После принятия Конституционным Судом РФ постановления 10-П спорная ситуация так и не была разрешена до конца.

Дело в том, что специальный закон по требованию Конституционного Суда РФ хоть и с опозданием, но был принят — это Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

(далее — Закон № 83-н), который вступил в силу с 2011 г. С этого времени начали действовать внесенные в ст. 41 БК РФ изменения, исключающие доходы от использования имущества бюджетных учреждений из перечня неналоговых доходов федерального бюджета.

Арендные платежи теперь зачисляются на лицевые счета соответствующих бюджетных учреждений, что позволяет организациям самостоятельно уплачивать налоги и сборы, установленные законодательством РФ.

Но что делать с арендной платой 2010г.? Несколько раньше Минфин России в письме от 11.01.2010 № 03-06/4/1 уже указал, что незачисление доходов от арендной платы по имуществу, находящемуся в государственной собственности и переданному бюджетным учреждениям в оперативное управление, на лицевой счет данных учреждений не является основанием для невключения указанных средств в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Поэтому следует применять порядок перечисления налогов и доходов от оказания платных услуг, подлежащих перечислению в бюджет за счет средств, полученных бюджетным учреждением от приносящей доход деятельности (в том числе доходов от арендной платы) с учетом разъяснений, данных Минфином России в письме от 23.07.2009 № 02-03-09/2983.

А именно, Минфин России указал, что для перечисления получателями средств федерального бюджета налоговых и иных обязательных платежей в бюджет за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, контроль за использованием в данном направлении внебюджетных средств осуществляться не будет. В письме Минфина России от 13.07.2010 № 03-03-05/151 по вопросу о порядке исполнения бюджетными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества с 2011 г. описаны, новый порядок и инструкции на переходный период с 01.01.2011 до 01.07.2012.

Согласно ст. 33 Закона № 83-Ф3 в это время на суммы поступившей в федеральный бюджет арендной платы по имуществу, находящемуся в федеральной собственности и переданному в оперативное управление федеральным казенным или являющимся получателями бюджетных средств бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, отражается ис-точникдополнительного финансового обеспечения содержания и развития их материально-технической базы, включая расходы на уплату налогов с доходов от аренды, сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.

Таким образом, неоднозначно оцениваемый многими бюджетными организациями Закон № 83-Ф3 хорош хотя бы тем, что внес определенность в проблему с уплатой налога на прибыль организаций с доходов, полученных от сдачи в аренду имущества. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Список литературы 1.

Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от31.07.1998 № 145-ФЗ. 2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ. 3. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от31.07.1998 № 146-ФЗ. 4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

5. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-Ф3. 6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3. 7. О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета: приказ Минфина России от 19.09.2008 № 98н.

8. О перечислении налогов и доходов от оказания платных услуг, подлежащих перечислению в бюджет за счет средств, полученных федеральным бюджетным учреждением от приносящей доход деятельности: письмо Минфина России от23.07.2009 № 02-03-09/2983. 9. Письмо Минфина России от 13.07.2010 № 03-03-05/151.

10. Письмо Минфина России от 11.01.2010 №03-06/4/1.

Налог на имущество казенного предприятия

Должно ли муниципальное казенное предприятие (МКП) исчислять налог на имущество в отношении объектов недвижимости, закрепленных за ним на праве оперативного управления, исходя из кадастровой стоимости этих объектов? Объект налогообложения. Российские организации признаются плательщиками налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов ОС по правилам бухгалтерского учета.

Иное может быть предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ. Так, согласно п.

1 ст. 378 НК РФ имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежат налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления. Из статьи 378.1 НК РФ следует, что в отношении имущества, переданного концессионеру и (или) созданного им в соответствии с концессионным соглашением, налогоплательщиком является концессионер.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ объектом обложения налогом на имущество признаются также жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС. Налоговая база. По общему правилу налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). Исключение из этого правила касается отдельных объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН, с учетом особенностей, предусмотренных ст.

378.2 НК РФ. Налог на имущество и право оперативного управления. Итак, в ст. 378.2 НК РФ закреплены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости. Одна из особенностей состоит в том, что объект недвижимости, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей им на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст.

378, 378.1 НК РФ (пп. 3 п. 12 ст.

378.2 НК РФ). Для справки: Унитарное казенное предприятие (казенное предприятие) создается на базе государственного или муниципального имущества в случаях, предусмотренных п.

4 ст. 8 Федерального закона № 161‑ФЗ[1], и является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления.

Учредителем унитарного предприятия, в том числе казенного, может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

Соответственно, имущество казенного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве оперативного управления. Находящиеся на балансе у государственных или муниципальных организаций на праве оперативного управления или хозяйственного ведения объекты недвижимого имущества – собственность РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, которые не являются организациями.

Соответственно, собственник указанного имущества не исчисляет налог на имущество организаций и положения ст.

378.2 НК РФ на него не распространяются (см. письма Минфина РФ от 06.10.2016 № 03‑05‑04‑01/58164, от 15.08.2016 № 03‑05‑04‑01/47752). Поэтому в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием, учредителем которого является муниципальное образование, применяется общеустановленный порядок определения налоговой базы – исходя из среднегодовой стоимости объекта недвижимого имущества (п.

1 ст. 375 НК РФ). Подтверждение можно найти на официальном сайте ФНС, где в разделе «Новости налогового законодательства» 13.04.2018 была опубликована информация под названием «О налоге на имущество организаций в отношении объектов, находящихся в оперативном управлении»: С 1 января 2018 года Пермский край перешел на исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов, перечисленных в пп.

1, 2, 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141‑ПК

«О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае»

).

В соответствии с пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ объект недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения.

Недвижимость в оперативном управлении облагается налогом по среднегодовой стоимости независимо от включения здания (помещения) в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ. Следовательно, в отношении имущества, которое принадлежит организации на праве оперативного управления, действует общее правило: недвижимость, например административное здание, облагается налогом по среднегодовой стоимости. Таким образом, налоговая база в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении вышеуказанных организаций, определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества.

* * * Муниципальное казенное предприятие рассчитывает налог на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных за ним на праве оперативного управления, исходя из среднегодовой стоимости этих объектов. [1] Федеральный закон от 14.11.2002 № 161‑ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

.

Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, №9, 2021 год

Право оперативного управления

11.05.2017 Оперативное управление — ограниченное вещное право. Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению. Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной). К объектам права оперативного управления относятся: 1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.); 2) денежные средства.

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия. 2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением.

При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению; 3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом: а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии.

Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества; б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником; 4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств; 5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия.

Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п.

1 ст. 299 ГК РФ). Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.