Предмет доказывания кас

К вопросу об особенностях доказывания в современном административном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»


ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС. АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС УДК 347.94 Т.А. Григорьева,1е.В. Ткаченко К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ДОКАЗЫВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Введение: в статье исследуются проблемы института судебного доказывания в целом как неотъемлемой части всех отраслей процессуального права; анализируются актуальные проблемы доказывания по административным делам. Цель: изучить специфику доказывания в административном судопроизводстве на основе сравнительной характеристики норм КАС РФ, АПК РФ, ГПК РФ.

Достижение указанной цели реализовано посредством решения следующих задач: изучение различных подходов к пониманию судебного доказывания; выделение отличительных особенностей доказывания в административном судопроизводстве; изучение понятия доказательств, их видов; выработка подходов к пониманию объекта и субъектов доказывания. Результаты: на основании проведенного исследования авторы констатируют наличие специфических особенностей доказывания в административном судопроизводстве, обусловленных, в первую очередь, особым субъектным составом административных правоотношений, находящихся в неравном положении. Вывод: институт судебного доказывания носит межотраслевой характер и присущ всем без исключения циви-листическим отраслям процессуального права.

Ключевые слова: доказывание, доказательства, средства доказывания, административное судопроизводство, административные правоотношения, бремя доказывания. T.A. Grigorieva, E.V. Tkachenko QUESTION OF PROVING SPECIAL ASPECTS IN MODERN ADMINISTRATIVE PROCEEDING Introduction: the article deals with certain problems of judicial proving in general as an integral part of all branches of Procedural law. Urgent problems of proving connected © Григорьева Тамара Александровна, 2017 2 Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры арбитражного процесса (Саратовская госу- 72 дарственная юридическая академия); e-mail: ^ © Grigorieva Tamara Alexandrovna, 2017 Doctor of Law, Professor, professor, Department of arbitration process (Saratov state law Academy) © Ткаченко Екатерина Викторовна, 2017 Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры арбитражного процесса (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: © Tkachenko Ekaterina Viktorovna, 2017 Candidate of Law, Associate professor, Department of arbitration process (Saratov state law Academy) 161 iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . with administrative cases are also analyzed.

Purpose: the author makes the research of proving specifics in Administrative proving on the basis of the comparative characteristics of the norms of the CAS of the RF. Achieving the given aim is realized by means of deciding the following tasks: studying various approaches to the judicial proving, defining specific features of proving in administrative proceedings, researching the concept of proving, their types, framing approaches to understand the object and the subjects of proving.

Results: on the basis of the conducted research, the authors state the existence of specific features of proving in administrative proceedings, stipulated , first of all, by the special subject composition of administrative legal relations in an unequal position.

The Institute of Judicial Evidence is inter-branch in character and is inherent to all, without exception, civil law branches of procedural law.

Key-words: proving, proof, means of proving, administrative jurisdiction, administrative legal relations, the burden of proof. Институт доказывания является неотъемлемой частью всех отраслей процессуального права, поскольку ни одно дело не может быть рассмотрено и разрешено без доказывания.

В любом цивилистическом процессуальном кодексе (будь то АПК РФ, ГПК РФ или КАС РФ) имеется глава, посвященная доказыванию и доказательствам. Как правило, она содержит понятие доказательств, их от-носимость и допустимость, распределение обязанности доказывания, порядок собирания, представления, истребования и оценки доказательств, правовое регулирование отдельных видов доказательств. Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ), в этом смысле не ставший исключением, й включает главу о доказывании и доказательствах, нормы которой, наряду с 0 ?

общими правилами, отражают особое правовое регулирование, обусловленное з спецификой административно-правовых отношений, в которых участники находятся в отношениях власти и подчинения. Это позволяет сделать вывод о 1 межотраслевом характере института судебного доказывания, присущем всем | без исключения цивилистическим отраслям процессуального права [1, с.

112]. | Для понимания содержания доказывания следует обратить внимание, пре-I жде всего, на формально-лексическое определение. По мнению С.И. Ожегова, | доказывание представляет собой, во-первых, подтверждение того или иного | утверждения и, во-вторых, процедуру выведения положения о чем-либо путем 0 построения системы умозаключений [2, с. 148]. 1 Если опираться на первое из предложенных определений, то доказывание I представляет собой процесс подтверждения перед судом лицами, участвующими 8 в деле, своих требований и возражений.

Если же исходить из второго постулата, о то доказывание будет охватывать и деятельность арбитражного суда, при этом 0 данная деятельность относится к мыслительной. § Большинство процессуалистов после долгих дискуссий сошлись на том, что 1 доказывание представляет собой сложный процесс, охватывающий мыслитель-| ную и процессуальную деятельность его субъектов по обоснованию какого-либо положения и выведению нового знания на основе исследованного доказательственного материала [3; 4; 5; 6; 7; 8].

Вместе с тем доказывание в административном судопроизводстве имеет ряд отличительных процессуальных особенностей, обусловленных в первую очередь особым субъектным составом административных правоотношений, находящих-162 ся в неравном положении.

Прежде всего, это доказательственная активность суда, способствующая наилучшему процессуальному балансу прав сторон. Суд вправе по своей инициативе истребовать доказательства по делу (п. 1 ст. 63 КАС РФ), а в определенных случаях также по своей инициативе назначать судебную экспертизу (п. 2 ст. 77 КАС РФ) и пр. При этом указанные полномочия суда не препятствуют реализации принципа состязательности судопроизводства, т.к.

2 ст. 77 КАС РФ) и пр. При этом указанные полномочия суда не препятствуют реализации принципа состязательности судопроизводства, т.к.

стороны спорного административного правоотношения процессуально равны и обладают комплексом процессуальных прав и обязанностей.

Следующая особенность состоит в смещении акцента в бремени доказывания по административным делам на властного субъекта — участника дела, которое служит своеобразной гарантией защиты невластной стороны административных правоотношений.

Несмотря на наличие в КАС РФ нормы-постулата состязательности, предусматривающей обязанность лиц, участвующих в деле, доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений (п. 1 ст. 62), имеются и специальные нормы, обязывающие представителей власти доказать законность принятых ими актов, решений и совершенных действий (п. 2 ст. 62). Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . В вопросах правового регулирования доказательств КАС РФ, в отличие от АПК РФ и по аналогии с ГПК РФ, пошел по пути провозглашения исчерпывающего и более узкого перечня средств доказывания.

В качестве доказательств по административному делу допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, полученные в т.ч.

путем использования систем видео-конференцсвязи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов. Заключение специалиста, закрепленное как доказательство в АПК РФ, не является таковым в соответствии с КАС РФ, п.

4 ст. 169 которого констатирует, что консультация специалиста не относится к доказательствам по административному делу.

Несмотря на то, что в силу специфики таких дел указанный вид доказательств, безусловно, не находит широкого применения, на наш взгляд, такой подход законодателя не вполне оправдан, т.к. ограничивает доказательственные возможности сторон. КАС РФ вслед за ГПК РФ и АПК РФ не включил в число доказательств объяснения представителей по делу.

Вместе с тем Верховный Суд РФ указал, что от имени сторон и третьих лиц объяснения могут давать их представители1. Кроме того, интересным и дискуссионным представляется вопрос возможности использования в административном судопроизводстве электронных доказательств.

В современной судебной практике стороны нередко ссылаются на информацию, взятую из сети Интернет. При этом суды арбитражной юрисдикции в большинстве случаев рассматривают подобную информацию как доказательство.

Суды общей юрисдикции лишь в последнее время стали исследовать ее в качестве доказательства. Ранее электронная информация исключалась из предмета судебного изучения, т.к. ее считали недопустимой. Формальным основанием для этого служили и служат положения ст.

55 ГПК РФ и ст. 59 КАС РФ в действующей редакции, исчерпывающе определяющие круг процессуальных источников, из которых суд может получить значимую доказательственную 1 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июля 2008 г. № 13

«О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции»

// Российская газета.

2008. № 140. информацию [9]. Одновременно КАС РФ фактически узаконил электронный документооборот между судом и участниками административного процесса.

Так, в соответствии со ст. 45 КАС РФ административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в т.ч.

в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Лица, участвующие в деле, вправе получать с использованием Интернета копии судебных актов, выполненных в форме электронных документов, извещения, вызовы и иные документы (их копии) в электронном виде, за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен.

Однако, по мнению А.Т. Боннера, КАС РФ не содержит ответа на вопрос: что делать с такого рода документами суду, получившему их.

Исходя из практики судов, поступающие в них электронные документы, переводятся техническим персоналом в бумажную форму и пополняют собой традиционное бумажное дело, что приводит к огромным временным и материальным затратам [10]. Кроме того, И.В. Решетникова относит к особенностям доказывания в административном судопроизводстве отсутствие в КАС РФ обеспечения доказательств в качестве способа собирания и фиксации доказательств, а также новеллу в виде отдельного урегулирования пределов преюдициальности судебных актов о привлечении к административной ответственности [1, с.

112-115]. Следующей особенностью «административного» доказывания является тот факт, что нормы о доказательствах, предмете доказывания, правовых презумпциях и т.д. содержатся не только в процессуальном, но и в материальном праве.

В этом смысле важно, что КАС РФ регулирует рассмотрение далеко не всех административных дел.

Например, дела об административных правонарушениях по-прежнему рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам, установленным КоАП РФ и арбитражными судами, в соответствии с нормами АПК РФ.

Дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснение законодательства, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в т.ч.

судебных приставов-исполнителей, в рамках установленной компетенции рассматриваются арбитражными судами в соответствии с АПК РФ наряду с судами общей юрисдикции, осуществляющими рассмотрение соответствующих категорий дел в соответствии с КАС РФ. Помимо административных дел, в предмет правового регулирования КАС РФ входят и иные дела, возникающие из публичных правоотношений, например, дела об избирательных правах, налогах и сборах и т.д.

Помимо административных дел, в предмет правового регулирования КАС РФ входят и иные дела, возникающие из публичных правоотношений, например, дела об избирательных правах, налогах и сборах и т.д.

Таким образом, нормы о доказывании и доказательствах в административном судопроизводстве можно обнаружить в законодательстве различных отраслей. К таким важным аспектам, как субъекты и объект доказывания, в административном судопроизводстве сохранен традиционный подход, закрепленный в АПК РФ и ГПК РФ. К субъектам доказывания относятся суд и лица, участвующие в деле, имеющие соответствующие права и обязанности.

Объектом доказывания является установление обстоятельств по делу на основании иссле- дования и оценки собранных и представленных в суд относимых и допустимых доказательств. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, по сравнению с действующими процессуальными кодексами, КАС РФ не содержит почти ничего нового, а многие процессуальные вопросы, в т.ч.

и вопросы доказывания и доказательств, остаются не до конца урегулированными. По мнению ведущих административистов, КАС РФ является завершающим шагом на пути полноценного формирования административного судопроизводства в России [11; 12]. Однако представители цивилистической науки настаивают, что административное судопроизводство неправомерно рассматривать как самостоятельный правовой институт, поскольку его юридическая материя по всем основным параметрам совпадает с гражданско-(арбитражно)-процессуальной [13].

Да, кодекс принят, значит формально административное судопроизводство сформировано и существует, хотя по сути оно представляет собой скорректированное судопроизводство по делам, возникающим из публично-правовых отношений по утратившему силу разд.

2 ГПК РФ, и, к сожалению, далекое от совершенства. Такое положение дел, на наш взгляд, создает для граждан, юридических лиц и судей серьезные, а порой и трудноразрешимые проблемы. Библиографический список 1. Административное судопроизводство: учебник для студентов высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр) / под ред.

В.В. Яркова. М.: Статут, 2016.

560 с. 2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989. 750 с. В iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 3. Шерстюк В.М.

Новые положения Арбитражного процессуального кодекса и Российской Федерации.

М.: Международный центр финансово -экономического с развития, 1996. 202 с. о 4. Амосов С.М. Бремя доказывания в арбитражном процессе // Российская К юстиция.

1998. № 5. С. 21-22. | с 5. Шерстюк В.М.

Комментарий к постановлениям Пленума Высшего Арби- | тражного Суда Российской Федерации по вопросам арбитражного процессуаль- е ного права. М.: Дело, 2000. 620 с. о 6. Шерстюк В.М. Арбитражный процесс в вопросах и ответах (комментарии, ю Т5 рекомендации, предложения по применению Арбитражного процессуального | кодекса Российской Федерации).

Арбитражный процесс в вопросах и ответах (комментарии, ю Т5 рекомендации, предложения по применению Арбитражного процессуального | кодекса Российской Федерации).

Рекомендуем прочесть:  Где деньги гребут лопатой

М.: Издательский дом «Городец», 2004.

240 с. К 7. Григорьева Т.А. Арбитражная юрисдикция в современной России. Саратов: а Изд-во Саратовского ун-та, 2002.

217 с. | 8. Треушников М.К. Арбитражный процесс / под ред. М.К. Треушникова. М.: и ООО «Городец-издат», 2003.

656 с. № 9. Бегдан О.Л. Информация, размещенная в сети Интернет, как средство доказывания в свете принятия Кодекса административного судопроизводства ) Российской Федерации // Современное право.

2015. № 6. С. 121-126. 7 10. Боннер А.Т. Административное судопроизводство в Российской Федерации: миф или реальность, или Спор процессуалиста с административистом // Закон. 2016. № 7. С. 24-51. 11. Старилов Ю.Н.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: значение для судебной и административной практики и проблемы организации преподавания учебного курса // Административное право и процесс. 2015. № 7. С. 9-10. 12. Старилов Ю.Н.

Административное судопроизводство в Российской Федерации: развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства. М.: Директ-медиа, 2013. 280 с. 13. Свиридов Ю.К. Судебное доказывание по делам, возникающим из публичных правоотношений // Общество: политика, экономика, право.

2011. № 3. С. 160-164. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . References 1. Administrative Legal Proceedings: a textbook for students of higher educational institutions in the direction of «Jurisprudence» (specialist, bachelor, master) / ed.

V.V. Yarkov. M.: Statute, 2016. 560 p. 2. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language.

M.: Russian language, 1989. 750 p. 3. Sherstyuk V.М. New Provisions of the Arbitration Procedural Code of the Russian Federation. Moscow: International Center for Financial and Economic Development Moscow, 1996.

202 p. 4. Amosov S.M. The Burden of Proof in the Arbitration Process // The Russian Justice. 1998. № 5. P. 21-22. 5. Sherstyuk V.М. Commentary on the Decisions of the Plenum of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation on Arbitration Procedural Law.

M.: 3 The Case, 2000. 620 p. is 6. Sherstyuk V.М. Arbitration Process in Questions and Answers (comments, ~ recommendations, proposals on the application of the Arbitration Procedural Code ? of the Russian Federation). M.: Izd.

house «Gorodets», 2004. 240 p. I 7. Grigorieva T.A. Arbitration Jurisdiction in Modern Russia. Saratov: publishing | house in Saratov. University, 2002. 217 p. I 8. Treushnikov M.K. Arbitration Process / ed. M.K. Treushnikov. M.: Gorodets- | izdat LLC, 2003. 656 p. I 9. Begdan O.L. Information Posted on the Internet as a Means of Proving in the Light of the Adoption of the Code of Administrative Proceedings of the Russian i iНе можете найти то, что вам нужно?
656 p. I 9. Begdan O.L. Information Posted on the Internet as a Means of Proving in the Light of the Adoption of the Code of Administrative Proceedings of the Russian i iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . I Federation // Sovremennoe pravo.

2015. № 6. P. 121-126. I 10. Bonner A.T. Administrative Legal Proceedings in the Russian Federation: a 8 Myth or Reality, or a Dispute of a Proceduralist with an Administrative Officer // | Law.

2016. № 7. P. 24-51. 0 | 11. Starilov Yu.N. Code of Administrative Judicial Proceedings of the Russian ¿5 Federation: Importance for Judicial and Administrative Practices and the Problem 1 of Organizing the Teaching of the Training Course // Administrative Law and Pro« cess.

2015. № 7. P. 9-10. 12. Starilov Yu.N. Administrative Legal Proceedings in the Russian Federation: the Development of the Theory and the Formation of Administrative Procedural Legislation. M.: Direct Media, 2013. 280 p. 13. Sviridov Yu.K. Judicial Evidence on Cases Arising from Public Law Relations 166 // Society: politics, economics, law.
13. Sviridov Yu.K. Judicial Evidence on Cases Arising from Public Law Relations 166 // Society: politics, economics, law.

2011. № 3. P. 160-164.

КАС РФ Статья 1.

Предмет регулирования настоящего Кодекса

  1. Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса

Документ изменен — см.

список изменяющих документов 1.

Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также — суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.(в ред. Федерального от 05.04.2016 N 103-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;1.1) об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;(п. 1.1 введен Федеральным от 15.02.2016 N 18-ФЗ)2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;2.1) о присуждении за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;(п.

2.1 введен Федеральным от 27.12.2019 N 494-ФЗ)3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — экзаменационные комиссии);6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.3.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;2) о прекращении деятельности средств массовой информации;2.1) об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису;(п. 2.1 введен Федеральным от 01.05.2017 N 87-ФЗ)2.2) о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;(п.

2.2 введен Федеральным от 28.11.2018 N 451-ФЗ)2.3) о признании информационных материалов экстремистскими;(п.

2.3 введен Федеральным от 28.11.2018 N 451-ФЗ)3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее — административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее — иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее — специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее — административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также — административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке;9) о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.(п. 9 введен Федеральным от 28.06.2016 N 223-ФЗ)3.1.

Заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном настоящим .(часть 3.1 введена Федеральным от 05.04.2016 N 103-ФЗ)КонсультантПлюс: примечание.С 01.01.2023 в ч.

4 ст. 1 вносятся изменения ( от 08.12.2021 N 426-ФЗ).4. Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.5.

Положения настоящего Кодекса не распространяются на по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.(в ред. Федерального от 03.07.2016 N 303-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа Ст.

1 КАС РФ. Предмет регулирования настоящего Кодекса

§ 1. Понятие и особенности доказывания в административном судопроизводстве

Доказывание в суде является межотраслевым процессуальным институтом, присущим всем без исключения отраслям процессуального права. Каждый процессуальный кодекс содержит главу в общей части, посвященную особенностям доказывания и доказательствам.

Однако помимо особенностей доказывания имеется много процессуальных норм, отличающихся большим сходством и даже идентичностью. Поскольку ни одно дело не может быть рассмотрено и разрешено без доказывания, постольку процессуальный институт доказывания является неотъемлемой частью каждой отрасли процессуального права, что и свидетельствует о межотраслевом характере данного института.

Структурно главы о доказывании также похожи, они регулируют понятие доказательств, их относимость и допустимость, распределение обязанности доказывания, порядок собирания доказательств, включая их истребование, судебное поручение, особенности видов доказательств. В связи с этим принятие КАС не могло стать исключением из общего правила: в большинстве своем доказывание по административным делам подчиняется общим правилам, но неизбежно имеет и определенные особенности, продиктованные спецификой административно-правовых отношений, в которых участники находятся не в равном правовом положении, а в отношении власти и подчинения.

Доказывание в административном судопроизводстве – это межотраслевой процессуально-правовой институт, регулирующий процедуру установления обстоятельств, необходимых для разрешения дела. В основе доказывания, с одной стороны, лежит теория отражения, объясняющая процесс возникновения сведений о фактах (доказательств), их отличие от реально существующих обстоятельств.

С другой стороны, в основе судебного доказывания (в любом виде процесса) лежит процесс познания. Судебное познание, облеченное благодаря процессуальному закону в форму судебного доказывания, – это определенная разновидность познания, которое, как правило, протекает в опосредованной форме, ибо события имели место ранее, чем дело рассматривается в суде. Доказывание по административным делам отличается следующими особенностями.

Во-первых, суд играет значительно более активную роль в доказывании, чем в гражданском и арбитражном процессах. Причиной этого является упомянутая выше специфика административных правоотношений. Активность суда способствует уравниванию в процессе слабой (граждане) и сильной (государственные органы, общественные организации, должностные лица) сторон.

Суд вправе по своей инициативе истребовать доказательства по делу, в определенных случаях также по своей инициативе назначать судебную экспертизу и пр. При этом такой законодательный подход к активности суда не препятствует развитию состязательности судопроизводства, так как стороны спорного административного правоотношения равны между собой в процессе, обладают широким спектром процессуальных прав и обязанностей. Во-вторых, в административном судопроизводстве в силу уже отмеченной особенности субъектного состава административных правоотношений имеется специфика в распределении обязанности доказывания.

Несмотря на то что, как и в гражданском и арбитражном процессах, в административном судопроизводстве действует общее правило, согласно которому лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, имеется существенное исключение: обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. С целью защиты слабой стороны административных правоотношений введен указанный подход к распределению доказывания. В-третьих, вслед за ГПК КАС предусматривает исчерпывающий перечень видов доказательств.

Сегодня лишь АПК при регулировании видов доказательств предусмотрел возможность появления новых, поэтому приведенный перечень доказательств не является исчерпывающим.

В-четвертых, так же как и в ГПК, в административном процессе консультация специалиста не рассматривается в качестве доказательства. В АПК консультация специалиста – один из видов доказательств. Указанные третья и четвертая особенности доказывания в административном судопроизводстве, скорее всего, подчеркивают сходство с ГПК.

В-пятых, КАС не ввел обеспечение доказательств в качестве способа собирания и фиксации доказательств, хотя соответствующие нормы есть в АПК и ГПК. В-шестых, КАС впервые отдельно урегулировал пределы преюдициальности судебных актов о привлечении к административной ответственности.

Особенности любой процедуры доказывания связаны также с тем, что нормы о доказательствах, предмете доказывания содержатся не только в процессуальном, но и в материальном праве.

Нормы о правовых презумпциях, обстоятельствах, подлежащих доказыванию, недопустимых доказательствах и многие другие размещены в материальном праве. В этом смысле важно, что КАС регулирует рассмотрение далеко не всех административных дел, так как дела об административных правонарушениях по-прежнему рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам, установленным КоАП, а арбитражными судами – в соответствии с нормами АПК.

Помимо административных дел в предмет правового регулирования КАС входят и дела об избирательных правах, налогах и сборах и пр. Соответственно, правильнее было бы сказать, что КАС регулирует рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений. Для доказывания данное обстоятельство означает распыленность норм о доказательствах в различном законодательстве разной отраслевой принадлежности.

Субъекты доказывания в административном судопроизводстве, так же как и в любой другой отрасли процессуального права, – это суд, лица, участвующие в деле. Каждая группа субъектов выполняет различные функции. Суд определяет обстоятельства, подлежащие доказыванию, при необходимости самостоятельно истребует доказательства, предлагает лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, оценивает исследованные доказательства по делу и пр.

Лица, участвующие в деле, собирают и представляют доказательства, участвуют в их исследовании, заявляют ходатайства об истребовании доказательств и пр. Лица, содействующие осуществлению правосудия (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики), а также представители выполняют свойственные им задачи в процессе доказывания. Объектом доказывания в суде является установление обстоятельств по конкретному делу на основании исследования и оценки собранных и представленных в суд доказательств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 62.

Обязанность доказывания

1. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.2.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.3.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Статья 62 КАС РФ. Обязанность доказывания.

1. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.2. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.3.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Доказательства в административном судопроизводстве

12 апреля 2021

  1. /
  2. /

— что к ним относится, каким критериям они должны отвечать и каким образом могут быть получены и представлены в суд?

Об этом расскажет наша статья. Доказательствами в административном процессе могут быть (ст. 59 РФ, далее — КАС РФ):

  • Свидетельские показания. Могут излагаться устно и письменно. При этом такие доказательства должны соответствовать следующим критериям, чтобы быть принятыми судом:
  • Объяснения участников дела. Могут выражаться в письменной или устной форме и наряду с другими доказательствами подлежат проверке судом (ст. 68 КАС РФ).
  1. доказательства, основывающиеся на показаниях иных лиц, принимаются, если такие лица также были опрошены.
  2. свидетель должен указать источник получения излагаемой суду информации;
  • Аудио- и видеозаписи.
  • Вещественные доказательства — предметы, которые по своему внешнему виду, свойствам, месту нахождения или иным признакам могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для спора (ст.

    72 КАС РФ).

  • Письменные доказательства — любые отвечающие требованиям закона информационные данные, зафиксированные на материальных носителях (акты, справки, деловая переписка, цифровые и графические материалы, материалы, полученные посредством использования электронной, цифровой, факсимильной связи, по каналу видео-конференц-связи и др., см.

    ст. 70 КАС РФ).

  • Экспертные заключения (с различными видами экспертизы, порядком ее назначения и поведения, применением результатов можно ознакомиться с помощью статей, размещенных в блоке ).

Обратите внимание!

Доказательства могут быть как представлены в суд по собственной инициативе участников спора, так и запрошены судом (п. 1 ст. 63 КАС РФ, п. 24 постановления Пленума ВС РФ № 36, далее — ППВС № 36). По КАС РФ доказательства должны соответствовать требованиям:

  1. относимости, т. е. иметь значение для разрешения данного конкретного спора (ст. 60 КАС РФ);
  2. допустимости, т. е. отвечать требованиям, установленным законом, чтобы быть принятыми судом как имеющими юридическое значение для разрешения конкретного спора (ст. 61 КАС РФ).

Тема относимости и допустимости доказательств в иных видах процессов раскрыта в нашей статье .

Определенные доказательства, представленные в суд, могут быть признаны недопустимыми как по ходатайству заинтересованного лица, так и по собственному убеждению суда (пп. 2, 3 ст. 61 КАС РФ). При этом если производится оценка доказательства по ходатайству участника процесса, то должны быть соблюдены следующие правила (п.

25 ППВС № 36):

  1. такое ходатайство должно быть оформлено в письменной форме;
  2. бремя доказывания недопустимости оспариваемого доказательства возлагается на лицо, подавшее соответствующее ходатайство;
  3. вопрос о допустимости такого доказательства разрешается судом после заслушивания мнений по этому поводу лиц, участвующих в процессе, или их представителей.

Важно!

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на соблюдении принципов, закрепленных в пп.

2–6 ст. 84 КАС РФ. Обязанность по доказыванию тех или иных фактов, на которых участник процесса основывает свою позицию в споре, по общему правилу возлагается на таких участников процесса (п. 1 ст. 62 КАС РФ). Вместе с тем если разрешается спор о соответствии требованиям закона нормативного акта, решения органа публичной власти, действий или бездействия должностных лиц и органов, наделенных государственными или публичными полномочиями, бремя доказывания законности таких документов или действий/бездействия госорганов возлагается уже на административного ответчика. Таким образом, административный истец, защищающий свои права и законные интересы или права и интересы неограниченного круга лиц, не обязан доказывать незаконность актов или действий органов, наделенных публичными полномочиями.

Однако такой административный истец должен сообщить суду:

  1. иные факты, имеющие значение для объективного и справедливого разрешения спора.
  2. каким нормам закона противоречит оспариваемый акт или действия административного ответчика;
  3. на основании каких данных можно судить о том, что оспариваемым актом или действиями административного истца нарушены или будут нарушены права и законные интересы административного истца или неограниченного круга лиц;

Важно! Нарушение прав и свобод заявителя, необходимость в их восстановлении являются обязательными условиями для удовлетворения заявления о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными. Если при рассмотрении административного дела будет установлено, что допущенные нарушения прав и свобод административного истца устранены в полном объеме, оснований для удовлетворения требований не будет (например, решение Шуйского горсуда Ивановской обл.

от 25.08.2017 по делу № 2а-1164/2017). Обратите внимание! Не нуждаются в доказывании:

  1. Обстоятельства, являющиеся общеизвестными (п. 1 ст. 64 КАС РФ).
  2. Обстоятельства, признанные сторонами (ст. 65 КАС РФ). Такие обстоятельства в дальнейшем по общему правилу не подлежат проверке судом. Однако если у последнего все же имеются сомнения, что данное соглашение о признании обстоятельств не подписано под влиянием заблуждения, угрозы или без целей скрыть истинные обстоятельства дела, то суд не принимает указанное соглашение сторон, а сами доказательства подлежат проверке.
  3. Обстоятельства, установленные уже вступившим в законную силу ранее принятым решением суда (если в административном процессе участвуют лица, в отношении которых данные обстоятельства доказаны, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства). Кроме того, такие обстоятельства не подлежат и оспариванию. При использовании данной юридической нормы надлежит исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, подразумеваются, например, органы госвласти, входящие в единую систему госорганов (в т. ч. ФНС РФ, ФТС РФ и т. п.), должностные лица соответствующей системы госорганов (п. 26 ППВС № 36).

Как уже упоминалось выше, суд оценивает представленные доказательства по собственному внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании (п.

1 ст. 84 КАС РФ). При этом никакие обстоятельства не могут иметь для суда заранее определенной силы.

Значимость тех или иных обстоятельств суд определяет в каждом конкретном случае. При этом оценка на предмет соответствия требованию достоверности, допустимости и относимости производится в отношении каждого факта в отдельности, а достаточность и взаимосвязь — в совокупности с иными обстоятельствами дела. Обратите внимание! Итоги оценки доказательств суд фиксирует в решении, в котором также указывается, какие именно обстоятельства и по каким основаниям приняты судом в качестве надлежащих доказательств, а какие и по каким причинам отклонены.

*** Итак, категории доказательств, которые могут быть приняты судом в рамках КАС РФ, аналогичны категориям доказательств и в иных видах судебных процессов (см. также статьи и ). При этом доказательства должны соответствовать требованиям достоверности, допустимости и относимости. Обязанность доказывания тех или иных обстоятельств по общему правилу возложена на лицо, чья позиция в процессе на такие обстоятельства опирается.

Более полную информацию по теме вы можете найти в .