Предоставление жилья при расселении дома

Предоставление жилья при расселении дома

II. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.В связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14

«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»

.Правильной является практика судов, учитывающих, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.Так, Х., обращаясь в суд с иском к администрации города о предоставлении благоустроенного жилого помещения, равнозначного занимаемому ее семьей, свои исковые требования обосновала тем, что является собственником 43/98 доли в праве общей долевой собственности квартиры в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд указал, что администрацией города приняты постановления об изъятии жилого помещения, находящегося в аварийном многоквартирном доме, и об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, Х. поставлена в известность о принятых решениях.

При рассмотрении дела суд исходил из положений ЖК РФ, согласно которым на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, возлагается обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.Поскольку соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не имелось, суд был не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением.

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, т.е.

в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену ( ЖК РФ).Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу , Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ

«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.Например, определением судебной коллегии областного суда было отменено решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска Б.В. и Б.Д. к мэрии города о предоставлении вне очереди жилого помещения на праве собственности.Судом установлено, что Б.В.

и Б.Д. являются сособственниками в равных долях жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном в 2005 году непригодным для проживания.Материалами дела подтверждено, что данный жилой дом в рамках реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда на 2004 — 2010 годы был включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, однако ко времени рассмотрения дела требований к собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме о его сносе или реконструкции, в том числе к истцам, в порядке ЖК РФ предъявлено не было.Учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных ЖК РФ, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным

«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

, судебная коллегия пришла к обоснованному выводу, что истцы по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.В связи с этим и учитывая заявленные требования, судебная коллегия приняла по делу новое решение о возложении на мэрию муниципального образования обязанности предоставить истцам в общую долевую собственность в равных долях равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания. Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.Анализ судебной практики рассмотрения дел по искам администрации муниципальных образований о переселении собственников аварийного жилья в другие жилые помещения, предоставляемые им на праве собственности (о понуждении к заключению договора мены жилых помещений, о выселении с предоставлением другого жилого помещения), свидетельствует об отсутствии сложившейся единообразной правоприменительной практики.Ряд судов полагает возможным удовлетворение исков о принудительном переселении собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и членов их семей в предлагаемые органами местного самоуправления жилые помещения, ссылаясь на равноценность и благоустроенность предлагаемого жилья.Другие суды исходят из того, что предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома.Позицию последних следует признать правильной, она нашла отражение и в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации.Так, решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда, были удовлетворены исковые требования администрации муниципального образования к П.С. и П.Е. о прекращении права собственности, признании права собственности, выселении из жилого помещения в другое жилое помещение.Как было установлено судом, П.С.

и его супруге П.Е. администрацией муниципального образования была предложена мена квартиры общей площадью 35,6 кв. м в аварийном доме на однокомнатную квартиру общей площадью 46,7 кв.

м, находящуюся в муниципальной собственности, в новом многоквартирном доме, однако ответчики отказались от переселения в предложенное жилое помещение.Рассматривая дело, суды пришли к выводу о необходимости выселения супругов П. по основаниям, предусмотренным — ЖК РФ, в предложенное жилое помещение, поскольку оно является более благоустроенным по сравнению с занимаемым, указав, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая П.С. квартира, включен в адресную программу края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которой предусмотрено предоставление жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.Отменяя состоявшиеся по делу судебные решения и направляя дело на новое рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отметила, что в порядке, установленном — ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, занимающим жилые помещения в подлежащем сносу доме по договору социального найма, в связи с чем указанные нормы права не подлежали применению при рассмотрении спора о выселении собственника подлежащего сносу жилого помещения.Кроме того, из содержания положений ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в , постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14

«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»

, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности ЖК РФ.Поскольку данных о том, что П.С.

предлагалось выкупить принадлежащую ему на праве собственности квартиру в порядке, определенном ЖК РФ, не имелось, то П.С., как собственник жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, был лишен права на получение стоимости изымаемого имущества (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 18-КГ12-88).В другом деле по иску администрации города к У. о прекращении права собственности на изымаемое жилое помещение, признании права собственности ответчика на предоставляемое взамен жилое помещение и выселении в предоставляемое жилое помещение и по встречному иску У. к администрации города о взыскании выкупной цены за квартиру судебные инстанции, установив, что между сторонами не было достигнуто соглашение о предоставлении У.

другого жилого помещения взамен изымаемого, возложили на администрацию города обязанность выплатить выкупную цену жилого помещения, а также пришли к выводу о наличии правовых оснований для прекращения права собственности У. на принадлежащую ей на праве собственности квартиру и выселении ответчика из аварийного жилого дома в связи с принятием решения о его сносе. Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.Как показывает анализ судебной практики, суды в целом правильно применяют положения ЖК РФ, и при определении выкупной цены руководствуются примерным перечнем возможных убытков собственника, приведенным в указанной норме.Например, при рассмотрении иска администрации района к В.

о выкупе жилого помещения и по встречному иску В. к администрации района об установлении и взыскании выкупной цены жилого помещения судебные инстанции признали обоснованным включение в выкупную цену жилого помещения расходы В. на переезд, оплату услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения, оформление договора купли-продажи иного жилого помещения.В другом деле суд признал необоснованными требования истцов о взыскании убытков, выразившихся, по их мнению, в расходах на оплату за наем двухкомнатной и однокомнатной квартир в период решения вопроса о выплате выкупной цены, поскольку решение об изъятии было принято в отношении одной комнаты площадью 24,4 кв.
на переезд, оплату услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения, оформление договора купли-продажи иного жилого помещения.В другом деле суд признал необоснованными требования истцов о взыскании убытков, выразившихся, по их мнению, в расходах на оплату за наем двухкомнатной и однокомнатной квартир в период решения вопроса о выплате выкупной цены, поскольку решение об изъятии было принято в отношении одной комнаты площадью 24,4 кв.

м в доме коридорной системы. При этом суд указал, что, по смыслу положений ГК РФ, возмещению подлежат расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. В данном случае суд пришел к выводу о чрезмерности произведенных истцами расходов.Кроме того, к числу убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, суды обоснованно относят суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1

«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ЖК РФ.Например, определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда было оставлено без изменения решение районного суда о частичном удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования к В.А.

и членам его семьи об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением.Судом установлено, что В.А. и В.Г. на праве собственности, возникшем на основании договора передачи квартиры в собственность, принадлежит трехкомнатная квартира в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.Рассматривая возражения ответчиков относительно размера предложенной администрацией муниципального образования выкупной цены, который не включал сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома, суды первой и апелляционной инстанций указали следующее.Изымаемое жилое помещение расположено в доме 1930 года постройки.

Сведений о том, что с этого времени проводился капитальный ремонт дома, не представлено.

Вступившим в законную силу решением районного суда, принятым по заявлению В.А. об оспаривании бездействия администрации муниципального образования по проведению работ по реконструкции дома, установлено, что планировалось произвести капитальный ремонт жилого дома с отселением граждан, однако каких-либо действий для его осуществления не произведено.Установив, что обязанность по производству капитального ремонта жилого дома возникла у наймодателя и уже на момент приватизации ответчиками жилого помещения дом нуждался в проведении капитального ремонта, однако обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена, суд пришел к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения ( ЖК РФ).При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».Правоприменительная практика свидетельствует, что единообразный подход к определению выкупной цены в судах на данное время не сложился, поскольку не все суды принимают во внимание, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме ( ЖК РФ, ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет ( Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).Поскольку положениями — ЖК РФ и ГК РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.С учетом изложенного следует признать обоснованной практику тех судов, которые при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения учитывают в ее составе стоимость доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок.Например, при разрешении дела по иску администрации города к Д.

При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения ( ЖК РФ).При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».Правоприменительная практика свидетельствует, что единообразный подход к определению выкупной цены в судах на данное время не сложился, поскольку не все суды принимают во внимание, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме ( ЖК РФ, ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет ( Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).Поскольку положениями — ЖК РФ и ГК РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.С учетом изложенного следует признать обоснованной практику тех судов, которые при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения учитывают в ее составе стоимость доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок.Например, при разрешении дела по иску администрации города к Д. об изъятии жилого помещения с выплатой выкупной цены, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения судом при определении выкупной цены были учтены возражения ответчика, подтвержденные представленными доказательствами, о несогласии с предложенной администрацией выкупной ценой изымаемого жилого помещения, определенной без учета стоимости земельного участка.Согласно ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение.Поскольку администрацией города было заявлено требование о переходе права собственности на помещение — квартиру ответчика в многоквартирном доме, то с переходом права собственности на помещение в многоквартирном доме переходит и доля в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок, в отношении которого был проведен государственный кадастровый учет.Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что отдельно стоимость земельного участка при выкупе жилого помещения не определяется, ибо предназначен он для обеспечения возможности пользования жилым помещением, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что при определении выкупной цены необходимо учитывать рыночную стоимость принадлежащей ответчику доли в праве общей собственности на земельный участок под домом. Возможность предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, проживавшим в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, безвозмездного пользования, действующим законодательством не предусмотрена.Например, решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было правомерно отказано в удовлетворении исковых требований А.

и П. к администрации города о предоставлении однокомнатной благоустроенной квартиры, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что указанные граждане, хотя и состоят на учете нуждающихся в получении социального жилья, однако жилое помещение, признанное непригодным для проживания, принадлежало на праве собственности В., членами семьи которого истцы не являются. Собственнику непригодного для проживания жилого помещения В.

предоставлено другое благоустроенное жилье.Истцы проживали в помещении, принадлежащем В., на условиях коммерческого найма, не обладали ни правом собственности, ни правом владения и пользования жилым помещением по договору социального найма, в связи с чем не приобрели внеочередного права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При рассмотрении дела о предоставлении жилого помещения собственнику, утратившему пригодное для проживания жилье, необходимо принимать во внимание весь комплекс юридически значимых обстоятельств, в том числе характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат.Например, отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в защиту прав и интересов П. к администрации муниципального образования о предоставлении П. и членам его семьи вне очереди жилого помещения по договору социального найма, судебные инстанции исходили из того, что причиной пожара, в результате которого был уничтожен принадлежавший П.

жилой дом, явились умышленные действия третьих лиц — Д. и К., вина которых установлена приговором районного суда, однако истец не пожелал воспользоваться правом предъявления иска к виновникам пожара, о чем свидетельствует имеющийся в материалах дела отказ от иска, вследствие чего на орган местного самоуправления не может быть возложена ответственность за неправомерные виновные действия третьих лиц (виновников пожара) в отношении потерпевшего.Было учтено и то обстоятельство, что истец получил разрешение на строительство дома взамен сгоревшего и на выруб леса для восстановления дома, однако дом П.

построен не был, а заготовленный лес продан истцом. Открыть полный текст документа

На что имеют право жители аварийного дома?

Проблема расселения аварийных домов в России на протяжении долгих лет остаётся, к сожалению, одной из насущных. Связано это, в том числе с тем, что на территории современной России значительная часть населения проживает в старых домах постройки XIX-нач.

XX вв., а также в многоэтажках, которые возводились в послевоенный период времени ускоренными темпами с целью максимально быстро восстановить разрушенный жилой фонд. На сегодняшний день эти жилые здания не соответствуют требованиям и нормативам безопасности, установленным действующим российским законодательством. В связи с этим на федеральном уровне принят ряд законодательных актов, направленных на урегулирование сложившейся ситуации.

При этом, собственнику либо нанимателю квартиры, а также собственникам нежилых помещений, расположенных в жилых домах, признанных аварийными, необходимо четко понимать, какие права они имеют в связи с присвоением дому такого статуса.

Содержание: В настоящее время ни Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ), ни Положение

«О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»

, утвержденное (Постановление № 47) не дает четкого определения «аварийный жилой дом». В то же время указанным Постановлением достаточно обстоятельно определяются основания для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Поэтому основания, содержащиеся в данном нормативном акте, применяются, в том числе при решении вопроса о признании находящегося в эксплуатации многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно Постановлению № 47, признание жилого дома аварийным возможно, если:

  1. его износ составляет свыше 70%;
  2. произошло частичное разрушение строения вследствие пожара, землетрясения, наводнения;
  3. отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме;
  4. его санитарное состояние не соответствует установленным в Постановлении № 47 требованиям; Подробнее Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:
    • отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме;
    • отсутствие в жилом доме свыше 5-ти этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции;
    • несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования ().
  5. дом находится вблизи линий высоковольтных электропередач:
  6. дом находится в районах природных катаклизмов и техногенных катастроф;
  7. отсутствие в жилом доме свыше 5-ти этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции;
  8. рядом проходят оживлённые магистрали, которые создают в квартирах повышенный уровень шума, превышаемый установленные нормы.
  9. несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования ().

Кроме того, строение признаётся подлежащим сносу, если технически невозможно исправить имеющиеся недостатки.

Например, при таком состоянии несущих конструкций здания, когда они вследствие их естественного износа или внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и представляют опасность для проживающих. Подробнее Наряду с понятием «аварийный дом» во многих региональных и муниципальных программах, судебных актах, а также в обиходной речи используется понятие «ветхое жильё».

Между тем ни Жилищный кодекс РФ, ни Постановление № 47 его не упоминают и соответственно не дают его определения. Анализ правоприменительной практики позволяет сформулировать понятие ветхого состояния здания как состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ:

  1. мансард — свыше 65%.
  2. для каменных домов — свыше 70%;
  3. деревянных домов — свыше 65%;
  4. домов со стенами из местных материалов – свыше 65%;

При этом основные несущие конструкции здания сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако само здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям (в т.ч.

«Методические рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности»

(утв.

), «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы.»). Таким образом, ветхое жилье характеризуется высокой степенью износа его конструкций без опасности их обрушения и соответственно, не представляет опасности для жизни, а аварийное жилье имеет деформации и повреждения несущих конструкций, так что проживание в данном жилом помещении опасно для жизни ввиду реальной возможности обрушения. Цель обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда поставлена перед органами власти всех уровней ещё в 2008 году.

Однако, поскольку на сегодняшний день она так и осталась недостигнутой, достижение ее продлено .

В настоящее время достижение указанной цели запланировано в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», который включает в себя, в том числе федеральный проект по расселению аварийного жилья «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Предполагается, что на основе успешного опыта реализации аналогичных программ 2013-2017 годов будут уточнены параметры признания жилого дома аварийным, сформированы постоянно действующие механизмы расселения аварийного жилого фонда, в том числе за счёт предоставления регионам расширенного набора инструментов, таких как: выкуп жилья, мена, субсидии на приобретение, развитие застроенных территорий, наёмные дома. Указанная программа по переселению из аварийных домов реализуется федеральным правительством совместно с региональными и муниципальными властями в соответствии с

«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

. Согласно нормам данного закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Подробнее После 1 января 2021 года указанные программы утверждаются на период до 1 сентября 2025 года. Региональные власти формируют перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Подробнее Сведения о включении жилого дома в реестр аварийных домов, доступны для ознакомления на официальном сайте Государственной корпорации — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ .

Факт наличия того или иного признака аварийности не является достаточным основанием для вывода о том, что жилой дом является непригодным для проживания. Принятие решения о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в любом случае, производится в установленном порядке. Действующим законодательством предусмотрен специальный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.
Действующим законодательством предусмотрен специальный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания. Согласно Постановлению № 47 признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется специально созданной для этих целей межведомственной комиссией.

Причем решение указанного вопроса является исключительной компетенцией указанной комиссии и не входит в полномочия даже судебных органов.

Подробнее Обжаловать в судебные органы можно только решения указанных межведомственных комиссий по вопросам, связанным с признанием жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, либо бездействие органов власти по принятию указанных решений.

Основанием для начала работы межведомственной комиссии может быть:

  1. заявление собственника помещения;
  2. заявление гражданина (нанимателя);
  3. заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции ().

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления комиссия принимает одно из следующих решений:

  1. о выявлении оснований для признания многоквартирного дома () аварийным и подлежащим реконструкции;
  2. об отсутствии оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

  3. о выявлении оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу;

На основании полученного заключения комиссии о выявлении оснований для признания МКД аварийным в течение 30 дней принимают решение о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и издают распоряжение с указанием способов дальнейшего использования помещения и сроков отселения граждан. Собственникам жилых помещений в аварийном МКД направляется уведомление о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, а также проект соглашения об изъятии для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, установленные законом (). Если собственник не заключил соглашение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, орган государственной власти или , принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о принудительном изъятии жилого помещения ().

Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования этим помещением, если в собственности у него нет иных жилых помещений, — на срок не более чем на 6 месяцев после предоставления ему возмещения, если соглашением с ним не установлено иное (. Подробнее Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого объекта недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением (). Судебная практика: Сложившаяся судебная практика указывает на то, что установленный порядок применим и в отношении частных жилых домов, принадлежащих гражданам на праве собственности, поскольку законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых домов в целях признания их пригодными либо непригодными для проживания граждан ().

Существенное значение для реализации прав при признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу имеет то обстоятельство, является ли лицо собственником жилого помещения в нём или пользуется помещением по договору социального найма.

Права граждан — собственников квартир при признании жилого дома аварийным зависят от оснований выселения. Действующее законодательство различает два основания для расселения граждан из аварийного жилья:

  1. расселение граждан, когда жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан, но принято решение об , на котором расположен жилой дом для государственных или муниципальных нужд;
  2. признание жилого дома аварийным и включение его в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В первом случае, когда , признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном . Согласно этой статье собственник может рассчитывать только на выплату выкупной цены изымаемого жилого помещения.

При этом не обязаны обеспечивать собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (; .

Во втором случае, когда МКД включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственники жилых помещений вправе рассчитывать не только на выкуп изымаемого жилого помещения, но и на предоставление взамен другого жилого помещения. Причем выбор любого из названных способов остается за собственником жилого помещения (; ). Исключением являются собственники, которые приобрели жилые помещения уже после признания МКД аварийным.

Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение.При этом размер возмещения не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Правовые последствия признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в МКД законодательством прямо не урегулированы.

Однако в предусмотрено, что в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном ГК РФ.
Однако в предусмотрено, что в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном ГК РФ.

Приведенная норма связывает возможность компенсации стоимости недвижимого имущества его собственникам с прекращением права собственности на недвижимое имущество при , на котором оно находится.

Указанная позиция подтверждается существующей судебной практикой.

(. Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным . При этом размер возмещения за изымаемое жилое помещение включает в себя:

  1. рыночную стоимость жилого помещения;
  2. убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенная выгода, а также сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт (; ).
  3. рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество;

В любом случае размер возмещения за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения ().

Иные расходы, связанные с переселением из аварийного дома и переездом собственника в новую квартиру (расходы на оплату транспорта, услуг агентства по подбору квартиры, расходы на оформление документов при купле-продаже иного жилья), как правило, возлагаются на гражданина, осуществляющего переезд.

Однако, в частных случаях возможна компенсация понесенных расходов (полностью или частично) органами муниципалитета. Как правило, получить такую компенсацию возможно только в судебном порядке. В случаях, когда проживающий в квартире человек является социальным нанимателем, (т.е.

квартира, в которой проживает гражданин, находится в собственности у государства), процесс переселения из аварийного дома или жилья, подлежащего сносу, происходит по упрощенной схеме: с ним заключается договор социального найма в отношении другого помещения.

При этом предоставляемое другое жилое помещение должно быть:

  1. отвечать установленным к жилым помещениям ;
  2. благоустроенным (т.е. вне зависимости от наличия в старом доме коммуникаций, новый должен быть с водой, сантехникой и центральным отоплением);
  3. находиться в границах данного населенного пункта. (; ).
  4. равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению;

Подробнее Предоставляемое жилое помещение может находиться в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, только с письменного согласия переселяемых граждан. При этом отказы граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта, в том числе неоднократные, не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по или в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение ( ). Если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого помещения учитывается:

  1. общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая);
  2. а также долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Судебная практика: При предоставлении жилья не учитывается наличие в собственности нанимателя или членов его семьи иных жилых помещений (.

Если наниматели стояли на очереди для улучшения жилищных условий, при переселении из аварийного дома за ними сохраняется очередь вне зависимости от того, в какие жилищные условия их переселят. В случае отказа нанимателя выехать в предоставляемое жилое помещение вправе обратиться в суд с соответствующим иском.

Очень часто граждане, проживающие в жилых домах, признанных аварийными, заблуждаются в своих ожиданиях относительно условий переселения и параметров подлежащих предоставлению квартир. Поэтому считаем необходимым разобраться в наиболее популярных заблуждениях относительно данного вопроса. 1-е заблуждение: Если прописать в жилье как можно больше людей, то будет предоставлена площадь, исходя из установленной нормы жилой площади на человека.
1-е заблуждение: Если прописать в жилье как можно больше людей, то будет предоставлена площадь, исходя из установленной нормы жилой площади на человека.

Согласно нормам действующего законодательства предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Исключением из указанного случая может быть только ситуация, если люди состоят на учете в качестве нуждающихся. При этом они не должны в течение установленного законом времени намеренно выполнять какие-либо действия, которые приводят к ухудшению их условий жизни.

Но в ряде случаев даже нахождение на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не дает права на получение жилого помещения большего размера.

Предоставление жилья большей площадью при переселении из аварийного дома является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления и зависит от соответствующей финансовой возможности, предусмотренной местным бюджетом. 2-е заблуждение: Если в жилье прописано две семьи, то можно получить две квартиры. Многие убеждены, что при предоставлении квартиры будет учитываться количество проживающих в расселяемой квартире семей.

На самом деле люди, проживающие в квартире по договору соцнайма, могут рассчитывать только на одну квартиру, которая будет идентична предыдущему жилью по квадратуре. 3-заблуждение: Можно выбирать квартиру много раз, пока муниципалитет не предложит идеальный вариант.

На самом деле муниципальные власти предложат ограниченное число вариантов, а если наниматели не будут согласны с переездом, то муниципалитет обратится в суд для принудительного выселения. Согласно в случае признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции орган, вынесший такое решение, может потребовать от собственников помещений в этом доме снести или реконструировать дом. На практике собственники жилых помещений, как правило, не сносят за счет собственных средств МКД по причине дороговизны данного мероприятия.

Если в установленный срок собственники не выполнят предъявленное требование, земельный участок, на котором расположен дом, и, соответственно, каждое помещение в этом доме подлежат изъятию для муниципальных нужд.

Соответствующее решение подлежит обязательному направлению в Росреестр для внесения сведений об изъятии в . Подробнее Особая процедура установлена для сноса аварийных жилых домов, расположенных в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии в порядке, установленном градостроительным законодательством.

В этом случае орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан:

  1. предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции;
  2. установить срок не менее 6-ти месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома.

В случае, если собственником или собственниками МКД в течение установленного срока не будет подано в установленном порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме также подлежат изъятию для муниципальных нужд (). Причем изъятие земельного участка в таком случае до истечения установленного срока допускается только с согласия собственника (). Право собственности на квартиру, расположенную в аварийном доме, прекращается в на основании одного из следующих документов:

  1. соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении другого жилого помещения или возмещения за изымаемую квартиру (в данном случае должны собственник с заявлением о переходе права и муниципальное образование – с заявлением о регистрации права; в данном случае не уплачивается);
  2. вступившего в законную силу судебного акта об изъятии жилого помещения и прекращении права собственности (при этом органы муниципальной власти вправе обратиться в Росреестр в одностороннем порядке).

Вам может потребоваться помощь с документами.